4.1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

25. В рыночных условиях при отсутствии плана сверху и свободных ценах отправным параметром планирования себестоимости является показатель "Объем продаж" на предстоящий год. Этот показатель формируется за счет объемов договоров с потребителями и объемов ожидаемой реализации, не оформленных договорами. Показатель "Объем продаж" определяется за исходный период планирования - год, квартал, месяц. "Смета расходов на производство" разрабатывается на год, в том числе по кварталам. Плановые калькуляции составляются на квартал. На основе этих калькуляций для целей расчета продажной цены в течение квартала составляются в меру необходимости месячные или с другой периодичностью плановые калькуляции. При разработке плановых калькуляций используются договорные цены с надбавками и скидками на потребляемые ресурсы, а также перспективные цены, полученные в результате прогнозных расчетов.

26. При планировании себестоимости применяется нормативный метод, использующий все элементы нормативной базы: нормы, нормативы, цены, тарифы, платежи, процентные ставки, индексы и т.д., как разработанные самим предприятием, так и установленные официальными нормативными документами.

27. Плановые калькуляции вместе с другими технико-экономическими показателями должны содержать показатель "продажная цена", а также показатель "затраты на 1 рубль товарной продукции", характеризующий уровень рентабельности.

28. Планирование себестоимости продукции осуществляется на предприятии при разработке текущих планов.

Расходы на производство продукции (работ, услуг) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) того отчетного периода, к которому они относятся, независимо от времени оплаты - предварительной или последующей (арендная плата, плата за абонентское обслуживание, плата за подписку на периодические издания нормативно-технического характера и т.п.). Отдельные виды расходов, в отношении которых нельзя точно установить, к какому калькуляционному периоду они относятся, а также расходы сезонных отраслей промышленности включаются в затраты на производство в сметно-нормализованном порядке, определяемом в отраслевых разделах настоящих Методических рекомендаций.

Непроизводительные расходы отражаются в учете в том отчетном месяце, в котором они выявлены.

Расходы, произведенные предприятием в иностранной валюте и подлежащие включению в себестоимость продукции (работ, услуг), определяются в рублях путем пересчета иностранной валюты в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения операций.

29. Планированию себестоимости должны предшествовать: тщательный и всесторонний анализ сложившегося уровня расходов предпланового периода; выявление величин и причины возникновения расходов, не обусловленных нормальной организацией производственного процесса (сверхнормативного расхода сырья, материалов, энергии, доплат рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, потерь от простоев и аварий, брака, нарушений трудовой и технологической дисциплины и т.п.).

30. Одновременно с анализом расходов рекомендуется обратить особое внимание на изменения в структуре спроса на продукцию, предлагаемую к реализации в планируемом периоде, действия конкурентов и на предложения ресурсов, которые в свою очередь окажут значительное влияние на организацию производства и труда, использование производственных мощностей, структуру и качество продукции и т.п.

31. При разработке годовых и квартальных планов плановая себестоимость определяется, как правило, путем расчета изменений расходов по основным технико-экономическим факторам. В процессе планирования составляются сводная смета расходов на производство и плановые (нормативные) калькуляции себестоимости всех производимых предприятием видов продукции, работ и услуг. Изменения себестоимости по технико-экономическим факторам сводятся в форму. Общая сумма расходов должна быть меньше выручки на величину плановой прибыли. Если это условие не соблюдается, разрабатываются дополнительные меры по снижению себестоимости.

32. При появлении в годовом плане новых, не учтенных факторов, оказывающих существенное влияние на себестоимость продукции, необходимо:

- определить характер и величину влияния каждого фактора;

- принять меры к покрытию появившихся удорожающих факторов дополнительными удешевляющими факторами.

33. Любая корректировка плана по себестоимости продукции должна производиться не только по общей сумме расходов, но и по их элементам, по статьям расходов, по калькуляциям себестоимости отдельных видов продукции с тем, чтобы планируемый выпуск продукции в натуральном выражении, умноженный на скорректированную плановую себестоимость единицы изделий, в общей своей сумме соответствовал сумме себестоимости всей продукции.