Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

В. Особенности погрузки

Перед началом погрузки следует получить от грузоотправителя (или его агента) необходимые документы.

Погрузка злаковых обычно осуществляется у специализированных причалов (из элеваторов), однако в некоторых портах злаковые грузятся и у неспециализированных причалов, из вагонов с помощью греферов или автомашин в мешках подаются краном или стрелами на борт судна и вручную (разрезая шов мешка на крышке люка) пересыпаются в грузовые помещения.

Перед началом погрузки следует обратить внимание на следующие вопросы: показания счетчика весов на элеваторе, грузоподъемность вагонов, автомашин, масса мешков и т.п. Для контроля за количеством груза в процессе погрузки использовать все технические и проектные возможности судна. Реально оценить возможность опломбировки грузовых помещений пломбами грузоотправителя. Все предпринимаемые меры необходимо отражать в судовом журнале.

Во время погрузки не следует допускать попадания в трюмы остатков тары (наиболее вероятно в тех портах, где груз подается на борт в таре), ветоши и других подобных материалов (особенно промасленных). Наличие в грузе таких материалов может способствовать самовозгоранию груза при начавшемся процессе самосогревания.

Определенное значение имеет высота ссыпания груза: чем она больше, тем заметнее идет процесс самосортирования зерна в трюмах, в результате в грузе в периферийных районах грузовых помещений будут образовываться зоны с повышенным содержанием примесей, что повышает опасность самосогревания зерна в таких зонах. Этим обстоятельством предопределяется необходимость уменьшения высоты ссыпания груза до минимальной (на практике - около 2 метров), возможно частого перемещения грузового устройства элеватора в трюме и смены направления струи зерна во время погрузки.

Представляет опасность погрузка зерна при относительной влажности наружного воздуха более 90%. В процессе погрузки в таких условиях груз (или часть груза) может увлажниться, что создаст предпосылки для самосогревания зерна, особенно при сложных метеоусловиях предстоящего морского перехода и высокой температуре груза.

Замеры температуры и влагосодержания зерна во время погрузки рекомендуется производить не менее 3-х раз: в начале, в середине и в конце погрузки. Температуру замеряют с помощью обыкновенного термометра или на ощупь (подставив руку под струю зерна). Повышенная температура может свидетельствовать о начавшемся (в элеваторе) процессе самосогревания. Влагосодержание может быть определено с помощью отечественного влагомера ВЛ-4 или подобных импортных влагомеров. О повышенном влагосодержании может свидетельствовать отсутствие (или незначительное количество) пыли, зерна могут быть влажноватыми на ощупь.

К погрузке кукурузы следует относиться с еще большей осторожностью, так как она в большей степени подвержена самосогреванию и самовозгоранию. По внешнему виду зерен и отсутствию пыли трудно установить ее влагосодержание и, следовательно, пригодность к перевозке. Рекомендуется разрезать несколько зерен, и, если внутренность их окажется мягкой - появляются большие сомнения в кондиционном влагосодержании груза. Если после сильного сжатия горсти зерен они будут склеиваться друг с другом - это тоже признак того, что зерна имеют повышенное влагосодержание.

В случае возникшего сомнения в добротности качества груза капитану следует обратиться в контролирующие организации с просьбой провести контрольные лабораторные анализы, сделать соответствующую оговорку в коносаменте.

Грузовые помещения следует загружать полностью, оставляя, при необходимости, недогруженным один трюм.

Усадка груза во время морского перехода может составлять 1,5 - 2,0%.