Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

А. Свойства и транспортные особенности

Находятся в состоянии непрерывного обмена с окружающей средой - дышат и прорастают; этот процесс энергетический и происходит с выделением тепла, чем выше температура и влагосодержание зерна, тем интенсивнее этот процесс, при этом выделяется углекислый газ, вода, спирт и другие вещества с одновременным поглощением кислорода. Концентрация углекислого газа и снижение содержания кислорода в грузовых помещениях могут достичь опасных для человека величин.

Гигроскопические - способны к поглощению и выделению влаги, в том числе и паров воды из окружающего воздуха. Увлажнение зерна приводит к появлению затхлого запаха, плесневению и порче груза.

Пылеемкие.

Восприимчивы к посторонним запахам.

Увеличивают объем (набухают) при увлажнении.

Могут быть заражены насекомыми и вредителями.

Склонны к самосогреванию и самовозгоранию, однако при перевозке кондиционного зерна процесс довольно редкий.

Кондиционным считается зерно, имеющее на момент погрузки:

- влагосодержание не более значений, указанных в нормативных документах (РД 31.11.25.25-96);

- содержание сорных примесей - не более 2%;

- содержание зерновых примесей - не более 3%;

- температуру, не превышающую более чем на 5 °C среднесуточную наружного воздуха в порту погрузки.

Повышение указанных параметров способствует активизации процесса самосогревания груза, в котором главенствующую роль играют микроорганизмы, второстепенную - дыхание зерна.

Некондиционное зерно может быть принято к перевозке в исключительных случаях, по согласованию с перевозчиком, исходя из конкретных условий (климатических) предстоящего морского перехода. При этом следует иметь в виду, что такой груз более склонен к самосогреванию, вероятность которого зависит от многих определяющих конкретный рейс факторов, основные из которых следующие:

- длительность морского перехода;

- температура груза и окружающего воздуха;

- перепад температуры во время морского перехода (разница температур наружного воздуха в портах погрузки и выгрузки во время нахождения там судна);

- размеры грузовых помещений.

Например, если перевозка некондиционного зерна в одной климатической зоне (из портов Северной Европы в порты Балтики) в этом плане сравнительно безопасна, то значительно опаснее перевозка такого же зерна из портов Юго-Восточной Азии в порты Северной Европы, особенно в зимний период.

Злаковые предъявляются к морской перевозке, как правило, насыпью, реже - в льно-джутовых мешках.

Удельный погрузочный объем (в дальнейшем - УПО) в куб. м/тонну составляет:

пшеница - 1,27 - 1,50 рис (обрушенный) - 1,22 - 1,56

рожь - 1,50 - 1,56 рис (необрушенный) - 1,90 - 2,00

ячмень - 1,70 - 2,06 просо - 1,36 - 1,47

овес - 1,84 - 2,38 гречиха - 1,82 - 1,90

кукуруза - 1,42 - 1,64 чечевица - 1,40 - 1,45.

УПО приведен при погрузке в льно-джутовых мешках, при погрузке насыпью - на 10% меньше, при погрузке в мешках в пакетированном виде - на 8 - 10% больше.