Возвращен без регистрации Минюстом РФ. - Письмо Минюста РФ от 28.02.2011 N 01/11051-ДК.

III. Направления реализации программ

20. В качестве основных направлений реализации программ могут рассматриваться:

а) обеспечение сбалансированности и устойчивости региональных и местных бюджетов, в том числе:

- повышение финансовой гибкости бюджетов;

- обеспечение сбалансированности бюджетов;

- сокращение и реструктуризация кредиторской задолженности;

- повышение ликвидности бюджетов;

- снижение долговой нагрузки на бюджеты;

- использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;

- оптимизация числа и объема предоставляемых налоговых льгот;

- повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества;

- повышение стабильности межбюджетных отношений;

- повышение финансовой устойчивости бюджетов.

б) внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, в том числе:

- повышение доли расходов, осуществляемых программно-целевым методом;

- переход к программной структуре бюджета;

- проведение оценки эффективности реализации программ, финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, с закреплением процедуры возможной корректировки программ с учетом фактически достигнутых результатов в ходе их реализации;

- создание системы управленческого учета в части расходов, осуществляемых программно-целевым методом;

- персонализация ответственности за качество финансового управления;

- распространение программно-целевых методов в сфере межбюджетных отношений.

в) развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора), в том числе:

- выявление неэффективных государственных (муниципальных) учреждений с целью последующего изменения их типа;

- совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений;

- внедрение инструментов нормативного финансирования государственных (муниципальных) услуг;

- прогноз сводных (отраслевых) показателей государственных (муниципальных) заданий для целей их использования в отраслевых программах и в процессе бюджетного планирования;

- создание системы управления качеством предоставляемых государственных (муниципальных) услуг;

- утверждение стандартов качества предоставления государственных (муниципальных) услуг и формирование государственных (муниципальных) заданий на предоставление услуг юридическим и физическим лицам;

- участие негосударственных организаций в предоставлении государственных (муниципальных) услуг (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

- повышение открытости деятельности государственных и муниципальных учреждений;

- повышение ответственности государственных (муниципальных) учреждений за качество и объем оказываемых услуг.

г) повышение эффективности распределения бюджетных средств, в том числе:

- разработка и совершенствование правовых актов, регулирующих процедуры подготовки проекта закона о бюджете;

- повышение качества и объективности планирования бюджетных ассигнований;

- переход к составлению и утверждению бюджетов на трехлетний период;

- внедрение долгосрочного планирования;

- реализация конкурсного распределения межбюджетных трансфертов;

- реструктуризация расходных обязательств региональных (местных) бюджетов;

- отказ от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками;

- соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти;

- внедрение нормативов финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;

- совершенствование ведения реестра расходных обязательств, в том числе в части методов расчета объема бюджетных ассигнований.

д) оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения, в том числе:

- устранение избыточных и дублирующих функций органов государственного (местного) управления;

- оптимизация численности государственных и муниципальных служащих;

- переход к осуществлению юридически значимых действий в электронной форме;

- мероприятия по сравнительному анализу эффективности использования бюджетных ассигнований на исполнение государственных функций, включая межгосударственные, межведомственные, межтерриториальные сравнения стоимости и результатов исполнения однотипных (сопоставимых) функций;

- мониторинг качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств.

е) реализация мероприятий по сокращению бюджетных расходов на исполнение отдельных расходных обязательств, в том числе:

- сокращение расходов на содержание органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- сокращение расходов на обслуживание государственного долга;

- оптимизация предоставления субсидий производителям товаров, работ, услуг.

ж) реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего контроля, в том числе:

- развитие систем внутреннего контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств;

- организация внешнего контроля за эффективностью использования бюджетных ассигнований.

з) внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности, в том числе:

- обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для государственных (муниципальных) нужд;

- принятие мер по сокращению потребления каждого энергоресурса более чем на 3 процента по отношению к уровню 2009 года в течение 5 лет, начиная с 1 января 2010 г.;

- заключение государственных (муниципальных) контрактов на оказание энергосервисных услуг;

- проведение энергетических обследований;

- осуществление типовых мероприятий в области повышения энергоэффективности, определенных по результатам энергетических обследований.

и) развитие информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе:

- развитие единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами - электронного бюджета (в том числе модернизация уже имеющихся информационных баз (системы планирования и исполнения бюджета, управления долгом, кассовым планом; реестр расходных обязательств, сводная бюджетная роспись, реестр государственных (муниципальных) контрактов и т.д.), а также создание технологии их взаимоувязки между собой, а также интеграции существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета);

- повышение объема и регулярности обновления общедоступной информации о государственных и муниципальных финансах;

- обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций государственного и муниципального сектора;

- обеспечение условий для осуществления общественного контроля за принятием решений в сфере государственных и муниципальных финансов.

21. В программы могут быть включены положения, предусматривающие реализацию мероприятий по иным направлениям, способствующим повышению эффективности бюджетных расходов.

22. Конкретные направления реализации программ рекомендуется формировать исходя из программных целей и задач, приоритетности отдельных направлений для субъекта Российской Федерации и муниципального образования с учетом необходимости реализации соответствующих мероприятий в установленные сроки.