7. Риск потери деловой репутации

7. Риск потери деловой репутации <*>

--------------------------------

<*> Риск потери деловой репутации - риск, возникающий в результате негативного восприятия кредитной организации со стороны клиентов, контрагентов, акционеров, инвесторов, кредиторов, рыночных аналитиков, надзорных органов, что может негативно отразиться на способности кредитной организации поддерживать существующие и устанавливать новые деловые отношения и поддерживать на постоянной основе доступ к финансовым ресурсам, например, на межбанковском рынке.

7.1. Рекомендуется, чтобы процедуры по управлению риском потери деловой репутации в том числе устанавливали:

- определение риска потери деловой репутации и его отличительные признаки от иных рисков;

- внутренние и внешние факторы возникновения риска потери деловой репутации <*>;

--------------------------------

<*> К факторам риска потери деловой репутации могут в том числе относиться: несоблюдение кредитной организацией законодательства, учредительных и внутренних документов кредитной организации, обычаев делового оборота, принципов профессиональной этики, неисполнение договорных обязательств перед кредиторами, вкладчиками и иными клиентами и контрагентами, отсутствие во внутренних документах кредитной организации механизмов, позволяющих эффективно регулировать возникающие конфликты; неспособность кредитной организации эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также иной противоправной деятельности, недостатки в управлении рисками кредитной организации, недостатки в организации системы внутреннего контроля, недостатки кадровой политики при подборе сотрудников, возникновение у кредитной организации конфликта интересов с учредителями (участниками), клиентами и контрагентами, а также другими заинтересованными лицами, опубликование негативной информации о кредитной организации или ее сотрудниках, учредителях (участниках), членах органов управления, аффилированных лицах, дочерних и зависимых организациях в средствах массовой информации.

- методы выявления и оценки факторов возникновения риска потери деловой репутации;

- критерии и показатели оценки риска потери деловой репутации.

7.2. Важно, чтобы система управления риском потери деловой репутации в кредитной организации была интегрирована во внутренние процессы управления рисками кредитной организации, а ее результаты составляли неотъемлемую часть процесса мониторинга и контроля уровня (профиля) риска потери деловой репутации, а также процесса принятия решений при осуществлении текущей деятельности кредитной организации.

7.3. Кредитной организации рекомендуется обеспечивать независимость подразделения (сотрудника), ответственного за управление риском потери деловой репутации, от подразделений, осуществляющих операции (сделки), связанные с принятием риска потери деловой репутации, подразделений внутреннего контроля.

Важно, чтобы к сфере ответственности подразделения (сотрудника), осуществляющего контроль за риском потери деловой репутации, контроля за риском потери деловой репутации в том числе относились:

- сбор и анализ информации о фактах проявления риска потери деловой репутации в кредитной организации и (или) других кредитных организациях;

- оценка и мониторинг факторов возникновения риска потери деловой репутации и их влияния на уровень этого риска;

- разработка мер по минимизации риска потери деловой репутации;

- доведение информации о выявленных рисках потери деловой репутации до органов управления кредитной организации;

- подготовка внутренней отчетности по риску потери деловой репутации.

7.4. В целях обеспечения поддержания риска потери деловой репутации на приемлемом уровне, установленном во внутренних документах кредитной организации, рекомендуется осуществлять его регулярный мониторинг. Периодичность осуществления мониторинга риска потери деловой репутации определяется кредитной организацией самостоятельно.

7.5. В целях минимизации риска потери деловой репутации кредитной организации рекомендуется определить порядок (процедуры):

- контроля за соблюдением законодательства, в том числе законодательства о банковской тайне, и организации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- обеспечения своевременности расчетов по поручению клиентов и контрагентов, выплаты сумм вкладов, процентов по счетам (вкладам), а также расчетов по иным операциям (сделкам);

- мониторинга деловой репутации учредителей (участников), аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций;

- контроля за достоверностью бухгалтерской отчетности и иной публикуемой информации, представляемой учредителям (участникам), клиентам и контрагентам, органам регулирования и надзора и другим заинтересованным лицам, в том числе в рекламных целях;

- разработки системы информационного обеспечения, исключающей использование сотрудниками кредитной организации служебной информации в личных интересах, а также предоставляющей органам управления и сотрудникам кредитной организации информацию о негативных и позитивных отзывах и сообщениях о кредитной организации в средствах массовой информации (периодических печатных изданиях, радио, телевидении, иных формах периодического распространения массовой информации, включая Интернет), иных источниках;

- своевременного рассмотрения, анализа полноты, достоверности и объективности информации, полученной из средств массовой информации, своевременного реагирования на указанную информацию;

- применения дисциплинарных мер к сотрудникам кредитной организации, виновным в повышении уровня риска потери деловой репутации кредитной организации;

- создания и ведения по направлениям деятельности кредитной организации аналитической базы данных об убытках от риска потери деловой репутации, отражающей сведения о размере убытков, причинах их возникновения и методах возмещения, а также сведения о факторах увеличения риска потери деловой репутации.

7.6. Важно, чтобы службой внутреннего контроля осуществлялся контроль за соблюдением положений внутренних документов кредитной организации по управлению риском потери деловой репутации, включая:

- оценку эффективности внутренних процедур кредитной организации по управлению риском потери деловой репутации;

- оценку соблюдения установленных процедур по управлению риском потери деловой репутации;

- оценку адекватности методов выявления риска потери деловой репутации;

- контроль за соблюдением порядка принятия решений об участии кредитной организации в инвестиционных, кредитных и других проектах с учетом деловой репутации контрагентов.

В рамках системы внутреннего контроля кредитной организации также целесообразно определить:

- порядок информирования службой внутреннего контроля органов управления кредитной организации о нарушениях, выявленных при проверке выполнения установленных процедур управления риском потери деловой репутации;

- порядок принятия решений по вопросу об устранении выявленных нарушений и контроля за их выполнением.

Важно, чтобы результаты проверок соблюдения внутренних документов по управлению риском потери деловой репутации рассматривались советом директоров (наблюдательным советом).