II. Типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению пунктов пропуска

II. Типовые требования к оборудованию

и материально-техническому оснащению пунктов пропуска

8. Для проведения государственного контроля в пункте пропуска должны функционировать следующие технические системы:

а) паспортного (пограничного) контроля;

б) бесконтактного измерения температуры тела лиц;

в) обеспечения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и обеззараживания подкарантинной продукции;

г) очистки и дезинфекции транспортных средств;

д) обеспечения ветеринарного контроля (надзора);

е) определения весогабаритных параметров;

ж) осмотра (досмотра) лиц, багажа и ручной клади;

з) осмотра (досмотра) транспортных средств и товаров;

и) радиационного контроля;

к) сбора и уничтожения (утилизации) биологических отходов;

л) контроля и управления доступом и охранной сигнализации;

м) связи и информационных технологий;

н) телевизионного наблюдения (видеонаблюдения);

о) пожарной сигнализации;

п) инженерных средств охраны;

р) информационного взаимодействия;

с) резервного электропитания.

9. Система паспортного (пограничного) контроля предназначена для выполнения должностными лицами пограничных органов установленных процедур проверки оснований для пропуска лиц, пересекающих государственную границу, и строится на основе применения информационных систем и технических средств пограничного контроля. При создании системы паспортного (пограничного) контроля предусматриваются:

а) возможность модификации приборов, аппаратуры и программного обеспечения для автоматической обработки паспортов и других паспортно-визовых документов, в том числе с биометрическими параметрами;

б) автоматический и ручной ввод информации, формирование баз данных из паспортно-визовых документов с применением программно-технических средств считывания графической информации, машиносчитываемой зоны, штрих-кода и микросхем, размещенных в паспортно-визовых документах;

в) проверка паспортно-визовых документов на соответствие действующим образцам, срока их действия и проверка по лимитам выданных паспортно-визовых документов;

г) проверка по контрольным спискам атрибутов паспортно-визовых документов;

д) обеспечение информационной безопасности;

е) формирование статистических отчетов по результатам пограничного контроля за произвольные промежутки времени.

10. Система бесконтактного измерения температуры тела лиц предназначена для дистанционного выявления лиц с повышенной температурой тела. Количество установленных приборов для дистанционного выявления лиц с повышенной температурой тела определяется плотностью пассажиропотоков и техническими характеристиками оборудования.

11. Система обеспечения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и обеззараживания подкарантинной продукции состоит из технических средств и помещений, соответствующих требованиям к материально-техническому оснащению и обустройству пунктов по карантину растений (фитосанитарных контрольных постов), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 октября 2015 г. N 92.

12. Система очистки и дезинфекции транспортных средств состоит из технических средств, обеспечивающих механическую очистку, мойку и обеззараживание транспортных средств, сбор поверхностных стоков специальных растворов для последующей их дезинфекции.

13. Система обеспечения ветеринарного контроля (надзора) предназначена для выполнения должностными лицами органов исполнительной власти государств-членов в области ветеринарии полномочий по осуществлению ветеринарного контроля (надзора).

Для обеспечения ветеринарного контроля (надзора) в пунктах пропуска в соответствии с законодательством государств-членов предусматривается оборудование:

для проведения осмотра (досмотра) товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору);

для сбора, хранения и уничтожения товаров, не соответствующих Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317.

14. Система определения весогабаритных параметров состоит из комплекса технических средств, позволяющих производить измерения весовых параметров перемещаемых товаров, весовых и габаритных параметров грузовых автотранспортных средств, в том числе в автоматическом режиме с возможностью интеграции с информационными системами, используемыми контролирующими органами в пунктах пропуска.

15. Система осмотра (досмотра) лиц, багажа и ручной клади предназначена для проверки пассажиров и обслуживающего персонала транспортных средств в целях обнаружения запрещенных (ограниченных к перемещению) товаров, а также товаров, подлежащих письменному декларированию, и оборудуется рентгенотелевизионной и другой специальной аппаратурой.

16. Система осмотра (досмотра) транспортных средств и товаров предназначена для их контроля (проверки и идентификации), а также обнаружения запрещенных (ограниченных к перемещению) товаров и (или) товаров, не указанных в транспортных и товаросопроводительных документах, выявления лиц, укрытых в транспортных средствах, багаже и товарах, и может включать средства технического контроля различных модификаций, в том числе рентгенотелевизионные установки и инспекционно-досмотровые комплексы.

17. Система радиационного контроля предназначена для пресечения незаконного оборота делящихся и радиоактивных материалов путем выявления объектов (в том числе лиц) с повышенным уровнем ионизирующего излучения.

Система радиационного контроля состоит из стационарной и (или) переносной аппаратуры с детекторами гамма- и нейтронного излучения, радиометров-спектрометров и дозиметров, позволяющих обнаруживать и локализовать источники ионизирующего излучения, определять превышение уровня естественного радиационного фона, идентифицировать выявленный источник ионизирующего излучения и оценивать его уровень опасности.

Стационарная аппаратура обнаружения делящихся и радиоактивных материалов должна обеспечивать автоматический круглосуточный режим работы с регистрацией и передачей видеоизображения объекта контроля в момент тревоги (превышения уровня естественного гамма- и нейтронного фона), отображение текущей и архивной информации о месте и времени срабатывания, данных об изменении скорости счета гамма- и нейтронного каналов, а также действий оператора при принятии решения по объекту контроля, вызвавшему сигнал тревоги.

18. Система сбора и уничтожения (утилизации) биологических отходов обеспечивает сбор, временное хранение (при невозможности хранения - транспортировку до места уничтожения (утилизации)) и уничтожение (утилизацию) товаров животного и растительного происхождения, выявленных в ручной клади, багаже физических лиц и почтовых отправлениях, а также в товарных партиях.

19. Система контроля и управления доступом и охранной сигнализации оборудуется совместно действующими техническими средствами и предназначена для обнаружения несанкционированного проникновения (попытки проникновения) на территорию и в режимные зоны пункта пропуска, а также для сбора, обработки и передачи в заданном виде информации на рабочие места должностных лиц контролирующих органов.

20. Система связи и информационных технологий включает в себя информационно-телекоммуникационную инфраструктуру и предназначена для обеспечения должностных лиц контролирующих органов необходимой информацией, открытыми (внутренней, междугородней и международной) и специальными видами связи, обеспечивающими гарантированный уровень информационной безопасности при взаимодействии с контролирующими органами государств-членов и сторонними организациями, а также рабочие места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

21. Система телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) предназначена для обеспечения визуального контроля объектов (территории) пункта пропуска с помощью электронных средств наблюдения.

Система телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) создается с применением телевизионных систем различных типов и должна обеспечивать возможность ведения наблюдения за объектами (территорией) пункта пропуска в режиме реального времени с сохранением данных.

Система телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) при необходимости обеспечивает обнаружение потенциально опасных и противоправных действий в пункте пропуска и оповещение должностных лиц контролирующих органов о таких действиях.

Контролирующие органы в пункте пропуска могут использовать отдельные системы телевизионного наблюдения (видеонаблюдения) либо одну совместную.

22. Система пожарной сигнализации состоит из установок пожарной сигнализации и пожаротушения, смонтированных на объектах пункта пропуска, с использованием дымовых, температурных датчиков и других технических средств, устанавливаемых в помещениях, зданиях и сооружениях пункта пропуска.

Система пожарной сигнализации должна обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, обработку, передачу в заданном виде извещения о пожаре за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре и установок пожаротушения, в целях организации ликвидации пожара и безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей из конкретного пункта пропуска.

23. Система инженерных средств охраны состоит из ограждений и постов охраны, а при необходимости оборудуется инженерными проволочными заграждениями, защитно-оборонительными сооружениями, инженерными заграждениями для ограничения скорости и остановки транспортных средств и наблюдательными вышками.

24. Система информационного взаимодействия представляет собой комплекс информационно-технических средств и предназначена для обеспечения функционирования и взаимодействия контролирующих органов, доступа контролирующих органов к информации, необходимой для проведения государственного контроля.

25. Система резервного электропитания предназначена для обеспечения зданий, помещений, сооружений, оборудования пункта пропуска, технических средств контроля электропитанием при аварийном отключении системы электроснабжения и состоит из резервных источников электропитания.

26. Состав систем, необходимых для оснащения пункта пропуска, и количество оборудования, входящего в состав данных систем, определяются контролирующими органами на этапе проектирования пункта пропуска с учетом следующих особенностей:

а) вид международного сообщения;

б) специализация (в случае принятия государством-членом решения о специализации пунктов пропуска);

в) технологическая схема организации пропуска лиц, транспортных средств и товаров (проект);

г) пропускная способность (интенсивность движения лиц, транспортных средств в сутки, час);

д) количество полос движения автотранспорта на въездном и выездном направлениях (для автомобильных (автодорожных) пунктов пропуска);

е) количество международных терминалов (для воздушных и морских пунктов пропуска);

ж) разделение потоков движения транспорта и лиц на въезд и выезд;

з) типы транспортных средств (легковые автотранспортные средства, грузовые автотранспортные средства, автобусы, морские (речные) суда, воздушные суда, пассажирские и грузовые составы) и пешеходные направления;

и) установленный режим в пункте пропуска;

к) территория и количество мест осмотра (досмотра) лиц, транспортных средств и товаров.

27. Перечень площадей и помещений пункта пропуска определяется контролирующими органами на этапе проектирования пункта пропуска. В пункте пропуска с учетом национальных нормативов обеспечения контролирующих органов площадями и помещениями предусматриваются:

а) рабочие места для проведения государственного контроля соответствующего вида;

б) служебные (специальные) помещения для должностных лиц контролирующих органов;

в) специальные места (стоянки, площадки, тупики, причалы) для проведения государственного контроля и санитарно-противоэпидемических мероприятий;

г) помещения для проведения личного досмотра лиц;

д) залы (места) для пассажиров (лиц), необходимые для проведения государственного контроля, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям;

е) помещения для временной изоляции лиц с подозрением на инфекционные болезни;

ж) помещения для хранения оружия и боеприпасов к нему с местами для заряжания, разряжания и чистки оружия;

з) помещения для содержания задержанных лиц;

и) помещения для временно не пропущенных лиц;

к) помещения для размещения серверных, узлов связи;

л) помещения для хранения технических средств контроля;

м) помещения для приготовления, приема пищи и отдыха;

н) санитарно-бытовые помещения;

о) помещения (вольеры) для содержания служебных собак;

п) помещения для системы электропитания и резервного электропитания;

р) зал для официальных встреч;

с) помещения для проведения осмотра (досмотра) товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору);

т) помещения (площадки) для карантинирования и передержки животных.

28. Площадь служебных помещений (комнат) или мест для размещения должностных лиц контролирующих органов рассчитывается в соответствии с актами, указанными в пункте 4 настоящих Требований, и законодательством государств-членов.

29. В пунктах пропуска допускается совместное использование контролирующими органами систем, технических средств и помещений (залов, специальных мест).

30. Обустройство и материально-техническое оснащение зданий, помещений и сооружений пункта пропуска осуществляются с учетом следующих особенностей:

а) вид международного сообщения;

б) режим работы пункта пропуска;

в) пропускная способность (интенсивность движения лиц и транспортных средств в сутки, час);

г) установленный норматив времени проведения контрольных операций;

д) специальные требования к обустройству зданий, помещений и сооружений, определенные актами, указанными в пункте 4 настоящих Требований, и законодательством государств-членов;

е) установленный режим в пункте пропуска;

ж) наличие и состояние инженерно-технического оборудования;

з) ограждение и освещение территории и мест осмотра (досмотра) лиц, транспортных средств и товаров.

31. Определение мест расположения зданий, помещений, сооружений и технических средств в пункте пропуска осуществляется исходя из:

а) необходимости обеспечения безопасности государств-членов;

б) необходимости оптимизации и эффективности государственного контроля;

в) организации пропуска лиц, транспортных средств и товаров через таможенную границу Союза в соответствии с последовательностью осуществления контрольных операций и предусмотренной для пункта пропуска технологической схемы организации пропуска лиц, транспортных средств и товаров;

г) количества должностных лиц контролирующих органов, необходимого для осуществления государственного контроля;

д) рационального использования технических средств контроля и внедрения современных технологий при проведении государственного контроля;

е) транспортной инфраструктуры и перспектив ее развития.

32. Рабочие места должностных лиц контролирующих органов в пункте пропуска должны обеспечивать:

а) безопасные условия труда (безопасное несение службы);

б) эффективное осуществление государственного контроля;

в) соблюдение требований к работе размещаемого оборудования;

г) соблюдение требований, установленных санитарными нормами и правилами в отношении условий труда;

д) функционирование средств проводной и радиосвязи, ведомственной системы связи;

е) эксплуатацию и хранение технических средств.

33. При оборудовании и техническом оснащении пунктов пропуска должно предусматриваться применение современного оборудования, обеспечивающего выполнение решаемых контролирующими органами задач.

34. Территория пункта пропуска оборудуется по периметру ограждением и освещением.

Места проведения контрольных операций в пункте пропуска должны оборудоваться освещением для обеспечения возможности совершения таких операций.