Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РСФСР

ПИСЬМО

от 1 октября 1991 г. N 4

О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

(дополнение к Методическим указаниям "О создании и

деятельности коммерческих банков

на территории РСФСР")

Список изменяющих документов

(с изм., внесенными телеграммой ЦБ РФ от 18.12.1992 N 274-92)

1. В целях упрощения порядка образования коммерческих банков Центральный банк РСФСР поручает осуществлять регистрацию коммерческих банков с уставным капиталом до 200 млн. рублей, не имеющих иностранных участников, Главным управлениям Центрального банка РСФСР на местах.

2. Для регистрации коммерческий банк представляет в региональное Главное управление Центрального банка РСФСР документы, перечисленные в п.6 Методических указаний "О создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР" (далее: Методуказания) с учетом следующих особенностей, уточняющих пп. 6.2, 6.5, 6.6 и 6.11:

2.1. Четыре экземпляра Устава за подписью председателя Совета банка или иного лица, уполномоченного Советом банка, удостоверенной нотариально;

2.2. Список пайщиков (акционеров) коммерческого банка по форме п.6.5 Методуказаний (см. Приложение N 2 письма Центрального банка РСФСР от 17.09.91, N 15-3-01/1356) в двух экземплярах;

2.3. Сведения о руководителях банка: председателе (директоре), главном бухгалтере, их заместителях за подписью председателя Совета банка по форме приложения N 1 к настоящему письму;

2.4. Аудиторские заключения на участников коммерческого банка требуются в том случае, если до момента регистрации банка ими не перечислены паевые взносы в полном объеме. (Аудиторы должны подтвердить способность этих лиц своевременно и в полном объеме оплатить взнос в уставный капитал коммерческого банка). В случае, если новый участник банка полностью оплатил свой взнос в уставный капитал коммерческого банка, аудиторское заключение на него, как правило, не требуется. (В порядке надзора Центральный банк РСФСР запрашивает аудиторские заключения, если существует вероятность формирования в дальнейшем паевого взноса за счет кредитов этого же банка. Например, паевой взнос оплачен за счет краткосрочного кредита, а в дальнейшем будет замещен ссудой учрежденного банка).

С выходом настоящего письма действие телеграммы Центрального банка РСФСР N 15-3/155 от 15.04.91, разрешавшей заменять аудиторские заключения о платежеспособности участников организуемых коммерческих банков информацией из коммерческих банков, в которых они находятся на обслуживании, отменяется.

3. Каждый из указанных, а также иные документы, предусмотренные п.6 Методуказаний, в том случае, если содержат более одного листа, должны быть прошиты и скреплены печатью. Подпись каждого должностного лица, а также копии с документов удостоверяются в установленном порядке.

4. В том случае, если Главное управление принимает решение о регистрации коммерческого банка, оно направляет в адрес Управления лицензирования банковской деятельности Департамента по регулированию деятельности банков Центрального банка РСФСР срочную телеграмму с запросом для этого банка регистрационного номера. При этом в телеграмме указываются:

4.1. дата регистрации (число, месяц, год);

4.2. полное наименование нового банка;

4.3. размер уставного фонда, в том числе его оплаченная часть на момент регистрации;

4.4. ф.и.о. председателя правления;

4.5. почтовый адрес.

5. Управление лицензирования в трехдневный срок вносит новый коммерческий банк в реестр коммерческих банков и направляет в адрес регионального Управления, осуществившего его регистрацию, ответную срочную телеграмму с указанием присвоенного номера. Это служит основанием для оформления региональным Главным управлением данному коммерческому банку временной лицензии и выдачи ему соответствующих документов, свидетельствующих о его регистрации.

5.1. В соответствии с п. 12 Методуказаний временная лицензия предоставляет коммерческому банку право на открытие корреспондентского счета в учреждении Центрального банка РСФСР, а также на сбор взносов его участников для формирования уставного капитала. До формирования 50 процентов уставного капитала осуществление банком каких-либо других операций не допускается. (См. Приложение N 2).

5.2. Сведения о зарегистрированном коммерческом банке заносятся в регистрационный журнал (реестр кредитных учреждений), который региональное Главное управление составляет по своей территории.

Данный журнал должен быть пронумерован и прошнурован.

6. Одновременно региональное Главное управление направляет в адрес Управления лицензирования банковской деятельности Департамента по регулированию деятельности банков Центрального банка РСФСР:

6.1. Копию зарегистрированного им устава коммерческого банка;

6.2. Список пайщиков (акционеров) коммерческого банка по форме п.6.5. Методуказаний, удостоверенный региональным Главным управлением (см. Приложение N 2 к письму Центрального банка РСФСР от 17.09.91 N 15-3-01/1356);

6.3. Справку, содержащую информацию о почтовых реквизитах коммерческого банка, его номеров телефонов, телетайпов, телефаксов и телексов, удостоверенную региональным Главным управлением Центрального банка РСФСР (в соответствии с приказом Центрального банка РСФСР N 02-92 от 25.09.91);

6.4. Заключение регионального Главного управления (см. п. 7 Методуказаний), в котором обосновывается необходимость регистрации данного коммерческого банка;

6.5. Заключение аудитора или акт ревизии коммерческого банка по телеграмме Центрального банка РСФСР от 28.02.91 N 33 - 91. (В случае, если коммерческий банк проходит перерегистрацию в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР").

7. В соответствии с действующим законодательством документы о регистрации и выдаче лицензии на банковскую деятельность не должны рассматриваться более трех месяцев с момента их поступления в Центральный банк РСФСР. Основания для отказа в регистрации коммерческих банков, в том числе их филиалов и представительств, изложены в п.17 Закона "О банках и банковской деятельности в РСФСР".

8. Вопрос о выдаче кредитным учреждениям (в том числе и коммерческим банкам) лицензий, дающих право осуществлять операции, предусмотренные ст.5 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", рассматривается Управлением лицензирования банковской деятельности Департамента по регулированию деятельности банков и решается руководством Центрального банка РСФСР.

8.1. Порядок получения коммерческим банком лицензии, дающей право осуществлять операции в рублях, изложен в телеграмме Центрального банка РСФСР от 30.04.91 N 15-3/166.

В том случае, если документы (см. п. 6 настоящего письма), поступившие в Управление лицензирования банковской деятельности, свидетельствуют об оплате участниками коммерческого банка не менее 50 процентов уставного капитала и доля каждого участника в оплаченной его части не превышает 35 процентов, коммерческому банку выдается лицензия, дающая право осуществлять банковские операции в рублях.

С 1 июля 1994 года лицензии на проведение банковских операций в иностранной валюте с правом открытия корреспондентских счетов в иностранных банках выдаются коммерческим банкам при наличии у них собственных средств (капитала) в размере, эквивалентном 1 млн. экю (Телеграмма ЦБ РФ от 30.06.1994 N 147-94).

9. Для получения лицензии, в которой предусмотрено право коммерческого банка осуществлять операции в иностранной валюте, в Управление лицензирования банковской деятельности дополнительно представляются следующие документы:

9.1. Мотивированное ходатайство коммерческого банка, в котором анализируется:

а) его деятельность с момента регистрации, но не менее, чем за один операционный год (документы от коммерческих банков, проработавших менее года, не принимаются). Приводятся фактические данные о соблюдении коммерческим банком нормативов ликвидности в соответствии с Инструкцией Центрального банка РСФСР N 1, а также сведения о доходах, расходах и прибыли банка за отчетный период;

Телеграммой ЦБ РФ от 18.12.1992 N 274-92 подпункт "б" пункта 9 изложен в новой редакции.

б) кадровый состав с точки зрения готовности осуществлять операции в иностранной валюте;

в) техническая оснащенность (компьютеры, линии связи и т.д.) и подготовленность помещений (касса, хранилище);

г) сведения о клиентах, изъявивших желание осуществлять расчеты через данный коммерческий банк в валюте;

д) сведения о коммерческих банках, имеющих генеральную лицензию и готовых установить корреспондентские отношения.

9.2. Акт ревизии или аудиторское заключение о деятельности коммерческого банка за последний год, в котором должны быть освещены вопросы, указанные в телеграмме Центрального банка РСФСР от 28.02.91 N 33-91, а также приведены сведения о занимаемых банком помещениях и его технической оснащенности.

9.3. Справки - объективки на специалистов, имеющих опыт работы с международными операциями, по форме Приложения N 1 к настоящему письму (копии документов, подтверждающие их квалификацию, прилагаются).

9.4. Перечень клиентов, готовых осуществлять операции в валюте через данный коммерческий банк (прилагаются копии разрешений МВЭС на потенциальных клиентов банка).

9.5. Заключение регионального Главного управления Центрального банка РСФСР по месту нахождения коммерческого банка о целесообразности предоставления ему валютной лицензии. (Указываются конкретные виды банковских операций в валюте, которые по мнению регионального Главного управления целесообразно осуществлять данному коммерческому банку).

Заключение регионального Главного управления должно содержать анализ представленных коммерческим банком сведений и подтверждать их достоверность. (Главное управление по месту нахождения коммерческого банка несет ответственность за полноту и объективность представленных в Управление лицензирования банковской деятельности сведений).

10. Внесение изменений в учредительные документы осуществляется региональными Главными управлениями Центрального банка РСФСР в соответствии с Методуказаниями; в том числе - в величину уставного капитала - в соответствии с письмом Центрального банка РСФСР от 17.09.91 N 15-3-01/1356 с учетом следующей особенности. Право осуществлять регистрацию уменьшений и увеличений уставных капиталов в уставах коммерческих банков также передается в компетенцию региональных Главных управлений Центрального банка РСФСР.

11. В этом случае региональные Главные управления направляют в адрес Управления лицензирования банковской деятельности Департамента по регулированию деятельности банков Центрального банка РСФСР:

11.1. Копию принятых региональным Главным управлением изменений и дополнений к учредительным документам (см. Приложение N 3);

11.2. Заключение регионального Главного управления, мотивирующее обоснованность данных изменений;

11.3. Изменения к списку пайщиков (акционеров) коммерческого банка по форме п. 6.5 Методуказаний (в случае, если вносятся изменения в уставный капитал или состав участников коммерческого банка; см. Приложение N 2 к письму Центрального банка РСФСР от 17.09.91 N 15-3-01/1356).

12. Главные управления Центрального банка РСФСР на местах обязаны обеспечивать надлежащий учет и хранение учредительных документов, на основе которых произведена регистрация коммерческих банков.

13. Департамент по регулированию деятельности банков осуществляет методическое руководство по вопросам регистрации и лицензирования кредитных учреждений. Он может в порядке контроля запросить у региональных Главных управлений весь пакет представленных коммерческими банками документов, подтверждающих правомерность регистрации коммерческих банков или изменений, вносимых в их учредительные документы. В случае выявленных нарушений Центральный банк РСФСР по представлению Департамента по регулированию деятельности банков может отменить решение регионального Главного управления о регистрации коммерческого банка.

В целях реализации указанных требований региональным Главным управлениям необходимо усилить работу по созданию и укреплению входящих в их состав Управлений по регулированию и надзору за деятельностью коммерческих банков.

Председатель

Центрального банка РСФСР

Г.Г.МАТЮХИН