"Обобщение вопросов и ответов" (подготовлено Советом судей РФ)

СОВЕТ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБОБЩЕНИЕ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

Обобщение проведено на основе анализа вопросов и ответов, подготовленных комиссией по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов в период 2010 и 2011 годов. При подготовке ответов применялось законодательство и редакции федеральных законов, действовавшие с 1 января 2010 года по 31 декабря 2011 года.

Вопрос 1: Правомерно ли требование соответствующего органа о получении ежемесячного пожизненного содержания через отделение банка?

Ответ: Согласно п. 5.3 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной ВС РФ 29.07.2003, ВАС РФ 09.07.2003, СД при ВС РФ 03.07.2003 ежемесячное пожизненное содержание выплачивается в суде по последнему месту работы либо в суде по месту жительства или в управлении (отделе) Судебного департамента субъекта Российской Федерации.

Ежемесячное пожизненное содержание может выплачиваться по месту жительства через предприятие связи или отделение банка по письменному заявлению получателя, которое оформляется не реже одного раза в полгода.

Исходя из приведенных норм видно, что право выбора формы и способа выплаты ежемесячного пожизненного содержания принадлежит заявителю, а не начисляющему пособие органу.

Вопрос 2: Включается ли в стаж работы в качестве судьи, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, время работы преподавателем государственного университета или юрисконсультом городского исполнительного комитета Совета народных депутатов?

Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции, как на должности судьи, так и на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Исходя из буквального толкования вышеназванной нормы, время работы на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", включается в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, только в том случае, если указанные должности содержались в штатных расписаниях судов и органов юстиции.

Вопрос 3: Правомерно ли требование об уплате налога на имущество физических лиц работающими судьями, являющимися получателями ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им начислено при выходе в отставку?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

Судье, имеющему право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, но не пребывающему в отставке, в соответствии с ст. 3 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" выплачивается надбавка к заработной плате, а не необлагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, которое, по существу, относится к государственному пенсионному обеспечению судей.

Учитывая, что такой судья продолжает работать, то он не приобретает статуса судьи, пребывающего в отставке, и соответственно, не приобретает права на получение установленных для него соответствующих льгот, в частности на освобождение от уплаты налога на строения.

Вопрос 4: Включается ли в стаж работы в качестве судьи, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, время работы адвокатом?

Ответ: Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции", вступившим в силу 10 января 2009 года, изменен порядок исчисления ежемесячного пожизненного содержания, установленного федеральным законом "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

В ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" определено, что в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, с 10 января 2009 года включается только время работы в судах и органах юстиции, как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Таким образом, действующая редакция ст. 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" не предусматривает включение в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации работу на должностях прокурора, следователя, адвоката.

Однако постановлением Конституционного Суда РФ N 9-П от 20 апреля 2010 года ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она распространялась на судей, назначенных (избранных) на должность до 10 января 2009 года и обратившихся за назначением предусмотренных законом выплат после этой даты, не позволяя тем самым засчитывать таким судьям периоды их работы прокурором, следователем и адвокатом до назначения на должность судьи в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение ежемесячной надбавки к заработной плате (при наличии права на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере), а при выходе в отставку - определяющий размер ежемесячного пожизненного содержания и всех других видов выплат и льгот.

Следовательно, время работы в качестве адвоката, с учетом мнения высказанного в постановлении Конституционного Суда РФ, может быть включено в 20-летний стаж работы в должности судьи для назначения ежемесячного пожизненного содержания, предусмотренный п. 5 ст. 15 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Вопрос 5: Включается ли в юридический стаж, дающий право на участие в конкурсе для замещения должности судьи, время работы кандидата в судьи - помощником судьи, являвшегося студентом последнего курса юридического факультета госуниверситета дневного отделения?

Ответ: Ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" установлены требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

Согласно п. 3 ст. 5 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи.

Порядок определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов определен Инструкцией о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утвержденной Минюстом РФ N 10 (35)-5, ВС РФ, ВАС РФ от 27.12.1996.

Таким образом, наличие стажа работы по юридической профессии определяется с момента получения претендентом на должность судьи высшего юридического образования и начала работы на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Вопрос 6: Вправе ли судья, пребывающий в отставке, осуществлять деятельность медиатора?

Ответ: В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе и не является предпринимательской деятельностью.

Закон не содержит прямого запрета на осуществление деятельности медиатора судьями, пребывающими в отставке. Общее ограничение для осуществления деятельности медиатора установлено п. 5 ст. 15 Закона, которая гласит, что медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В то же время Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" определяющий виды деятельности, которую могут осуществлять судьи, устанавливает, что судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в только в конкретных органах и должностях, указанных в Законе, которые сформулированы исчерпывающим образом.

Из системного толкования пп. 3 и 4 ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" следует, что судья, пребывающий в отставке, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности и деятельности, прямо названной в п. 4 ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

В связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" какие-либо изменения в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации", регулирующие право судей, в том числе пребывающих в отставке, осуществлять процедуру медиации, не вносились.

Таким образом, в силу действующего правового регулирования судья, пребывающий в отставке, не вправе осуществлять деятельность медиатора.

Вопрос 7: Распространяются ли положения о полуторном исчислении времени работы в должности судьи в районах Крайнего Севера на пятилетний стаж, указанный в статье 7 Федерального закона от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"?

Ответ: Абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает, что время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.

Данной правовой нормой, которая является специальной и устанавливающей определенную гарантию судьям, не предусмотрены особые условия для отдельного исчисления времени работы судьей и времени работы в судах и органах юстиции.

Согласно ст. 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции, как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 ст. 4 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подп. 2, 9 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

В приведенных нормах указаны однородные понятия о стаже и времени работы в должности судьи. Физиологическая сущность работы судьей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в случаях, предусмотренных абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и ст. 7 "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", также одинакова.

Таким образом, исходя из взаимосвязанных положений приведенных норм Законов, а также буквального толкования абз. 2 п. 2 ст. 15 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", исчисление пятилетнего стажа (времени) работы в должности судьи, упомянутого в ст. 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" возможно производить в полуторном размере.

Вопрос 8: Подлежит ли назначению и выплате надбавка за ученую степень, предусмотренную абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" работнику аппарата суда, имеющему классный чин и звание кандидата технических наук?

Ответ: Согласно пп. 2, 10 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит, в том числе, из иных дополнительных выплат. Также установлено, что ему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", который является специальным законом по отношению к работникам аппаратов судов, в состав заработной платы работников аппаратов судов Российской Федерации, которым присвоены классные чины, включены надбавки за ученую степень или ученое звание. При этом надбавка за ученую степень или ученое звание включается в состав заработной платы только в случае, если ему присвоен классный чин. При этом условие о выплате такой надбавки в зависимость от специальности работника аппарата суда законодателем не ставится.

Положение абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" не следует принимать во внимание, поскольку Федеральным законом "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", имеющим равную юридическую силу и принятым позднее, вопрос о включении надбавок за ученую степень или ученое звание в заработную плату работников аппаратов судов Российской Федерации урегулирован иным образом.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность назначения и выплаты надбавки за ученую степень кандидата технических наук работнику аппарата суда, имеющего классный чин и ученое звание по специальности, соответствующей его должностным обязанностям (занимаемой должности).