Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, формулировка основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

1.1. Общая характеристика сферы реализации

подпрограммы, формулировка основных проблем в указанной

сфере и прогноз ее развития

Возможность обеспечения равного доступа граждан Российской Федерации к гарантированному объему государственных и муниципальных услуг определяется характером и качеством системы распределения и механизма перераспределения финансовых ресурсов внутри бюджетной системы Российской Федерации.

Одним из основных элементов перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации является предоставление межбюджетных трансфертов. Необходимость их предоставления обусловлена неравномерностью размещения налоговой базы как в разрезе субъектов Российской Федерации, так и в разрезе муниципальных образований. Это приводит к необходимости формирования и предоставления межбюджетных трансфертов.

В разграничении налоговых доходов между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации соблюдается относительный паритет (52 процента на 48 процентов в 2011 году). На уровне субъектов Российской Федерации в настоящее время сконцентрированы доходные источники, объем поступлений которых в большей степени зависит от действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, имущественные налоги, а также налоги, взимаемые с плательщиков, применяющих специальные налоговые режимы). Указанные доходные источники в 2011 году составляют 91 процент от общего объема налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Повышение устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации путем закрепления нормативов отчислений от федеральных налогов весьма ограничено, в первую очередь в связи с тем, что основные бюджетообразующие налоги (налог на добычу полезных ископаемых, налог на добавленную стоимость, налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации) не могут быть в прямой форме закреплены за нижестоящими бюджетами. В этой связи особую актуальность приобретает нормативное правовое регулирование в сферах управления государственными финансами в системе межбюджетных отношений.

Межбюджетные трансферты предоставляются в формах дотаций (38 процентов от общего объема межбюджетных трансфертов в 2011 году), в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (27 процентов), субсидий (35 процентов), субвенций (23 процента) и иных межбюджетных трансфертов (4 процента). С целью обеспечения большей самостоятельности органов власти субъектов Российской Федерации и повышения их ответственности за результаты деятельности в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах поставлена задача перехода к предоставлению межбюджетных трансфертов преимущественно в виде дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации.

Одновременно необходимо повысить эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности, а также эффективность предоставления и использования целевых межбюджетных трансфертов, в первую очередь субсидий, поскольку они предоставляются на реализацию собственных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.