Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования

IV. Обобщенная характеристика мер

государственного регулирования

В соответствии с положениями Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года развитие мер государственного регулирования в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы направлено на:

повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы;

стимулирование инновационной деятельности в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы будет обеспечено за счет снижения административных барьеров при регулировании геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы на основе:

совершенствования порядка предоставления в пользование участков недр федерального значения;

упрощения порядка формирования перечней участков недр, предоставляемых в пользование без конкурса для целей геологического изучения за счет средств недропользователей, а также на условиях конкурса или аукциона для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых;

упрощения порядка предоставления недропользователю права на разведку и разработку нижележащих горизонтов разрабатываемых участков недр и сопредельных участков нераспределенного фонда при выходе месторождения или отдельных его частей за пределы первоначально предоставленной лицензионной площади и последующую разработку открытых месторождений (залежей), а также введение возможности продления сроков действия лицензий с уточнением границ лицензионной площади;

создания нормативной правовой базы для геологического изучения и разработки трансграничных месторождений полезных ископаемых;

разработки и утверждения требований к содержанию технических проектов по видам полезных ископаемых;

упрощения порядка предоставления в пользование для целей проведения поисковых, разведочных и эксплуатационных работ земельных и лесных участков, находящихся в различных формах собственности, с учетом интересов собственника;

создания необходимой нормативной правовой базы для функционирования рынков частного акционерного капитала, необходимых для привлечения средств внебюджетных источников в целях осуществления работ по поиску и оценке полезных ископаемых;

введения механизма гарантирования лицу, открывшему месторождение, в том числе федерального значения, права на участие в реализации проекта по обустройству и разработке такого месторождения;

установления формализованных оснований для прекращения, приостановления или ограничения права пользования участками недр за нарушение условий пользования недрами.

Повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы потребует принятия мер экономического стимулирования геолого-разведочных работ, в том числе:

повышения эффективности системы налогов и платежей путем обоснования введения дифференцированной ставки налога на добычу полезных ископаемых, выработки механизмов перехода в долгосрочной перспективе на налогообложение добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной деятельности организации (налог на добавочный доход), оптимизации механизма взимания экспортных пошлин на минеральное сырье и продукты его переработки;

совершенствования механизма предоставления участков недр в пользование путем стимулирования геолого-разведочной деятельности компаний и снижения их инвестиционных рисков в процессе пользования недрами на участках недр федерального значения в части совершенствования принципов возмещения расходов недропользователей, затраченных на открытие месторождения полезных ископаемых; совершенствования порядка расчета разового платежа за пользование недрами, порядка расчета и взимания иных платежей при предоставлении недр в пользование;

оптимизации затрат недропользователей на основе совершенствования механизма осуществления государственного заказа в части включения в него положений, определяющих особенности формирования условий торгов применительно к размещению заказа на ведение геолого-разведочных работ; разработки укрупненных нормативов затрат на освоение месторождений по различным регионам Российской Федерации; принятия положения о ликвидационном фонде, формируемом компаниями-недропользователями в целях финансирования мероприятий по консервации и ликвидации предприятия, восстановлению природной среды и рекультивации земель и благоустройству территорий.

Кроме того, в целях развития геолого-разведочной деятельности и стимулирования рационального пользования недрами предусматривается:

совершенствование классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых в части учета экономических факторов их освоения, а также разработка методики геолого-экономической оценки месторождения по основным видам полезных ископаемых;

разработка мер, направленных на стимулирование первооткрывателей месторождений полезных ископаемых, и дальнейшее совершенствование института первооткрывательства;

совершенствование порядка осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций, сокращение избыточного государственного регулирования, направленное на снижение административных барьеров в сфере недропользования.

В соответствии с положениями Водной стратегии Российской Федерации до 2020 года предусматривается совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере использования и охраны водных ресурсов по следующим направлениям:

создание механизмов экономического стимулирования рационального использования водных ресурсов, в том числе обеспечивающих сокращение сверхнормативного изъятия водных ресурсов из водных объектов, внедрение систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, внедрение систем приборного учета водных ресурсов, а также расширение перечня видов платного водопользования в целях сокращения непроизводительных потерь воды;

внедрение экономического стимулирования сокращения сброса загрязняющих веществ в составе сточных вод, в том числе путем предоставления возможности зачета (возврата) части платежей за негативное воздействие на водные объекты при осуществлении водопользователем инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение комплексов очистных сооружений на основе технологий, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод;

совершенствование нормативных правовых актов, устанавливающих нормы водопотребления и водоотведения;

регламентация хозяйственного использования территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, усиление ответственности за нарушение установленных требований в целях предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов;

разработка нормативов допустимого воздействия на водные объекты, учитывающих региональные особенности и индивидуальные характеристики водных объектов;

сокращение избыточного государственного регулирования в сфере водопользования.

Для достижения целей сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов необходимо принятие мер государственного регулирования по следующим основным направлениям:

совершенствование системы оценки эффективности исполнения переданных полномочий по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, включая мониторинг добычи охотничьих ресурсов;

совершенствование налогообложения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

снижение административных барьеров за счет унификации системы разрешений на добычу охотничьих ресурсов и совершенствования налогообложения данной сферы, предусматривающее снижение административных издержек охотников по получению разрешений на добычу охотничьих ресурсов, перевод оказания данной услуги в электронный вид;

обеспечение финансирования переданных полномочий, предусматривающее формирование действенной системы федерального государственного охотничьего надзора на уровне субъектов Российской Федерации и проведение работ по регулированию численности хищников (прежде всего, волка) с использованием механизмов премирования охотников за добычу;

повышение ответственности субъектов Российской Федерации за эффективное исполнение переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, предусматривающее:

разработку, внедрение, мониторинг и оценку достижения целевых прогнозных показателей в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

разработку и внедрение механизмов изъятия переданных полномочий в случае низкой эффективности их исполнения.

Оценка мер применения государственного регулирования в сфере реализации государственной программы и сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы представлены в приложениях N 4 и 5 к Программе соответственно.