Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы,

описание основных проблем в указанной сфере и прогноз

ее развития

Российская Федерация принадлежит к числу государств, наиболее обеспеченных водными ресурсами.

В рамках реализации государственной политики в сфере водных ресурсов необходимо решение следующих основных проблем развития водохозяйственного комплекса Российской Федерации.

Нерациональное использование водных ресурсов. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на уровень рациональности использования водных ресурсов, являются применение устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, а также высокий уровень потерь воды при транспортировке (в основном, в сфере жилищно-коммунального и сельского хозяйства).

Практически все поверхностные и большая часть подземных водных объектов, особенно в европейской части страны и в районах размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных комплексов, испытывают значительное антропогенное воздействие, что при недостаточной барьерной роли очистных сооружений и учащающихся год от года авариях на нефтепроводах, шламонакопителях, очистных и других сооружениях выразилось в загрязнении, истощении и деградации водных объектов. Сохраняющийся высокий уровень сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты (в 2011 году 33 процента в общем сбросе в поверхностные водные объекты составили загрязненные сточные воды), вызванный высоким износом сооружений и использованием устаревших технологий производства и очистки вод, снижает качество природных вод и ограничивает возможности по использованию водных ресурсов в будущем. Общий ущерб от загрязнения водных объектов для населения, отраслей экономики и природы оценивается почти в 70 млрд. рублей ежегодно.

Существующее состояние водных объектов при неудовлетворительном состоянии водопроводного хозяйства стало представлять угрозу безопасности населения. Это и вспышки инфекционных заболеваний, обусловленных водным фактором, и увеличение степени риска воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов, а также рост проявлений водно-зависимых патологий. Отставание России по средней продолжительности жизни населения от развитых стран в значительной степени связано с потреблением некачественной воды.

Проблема загрязнения поверхностных водных объектов имеет важное международное значение. Реализация совместных проектов по снижению антропогенной нагрузки, экологической реабилитации и охране трансграничных рек (в том числе р. Северский Донец, р. Урал) является важным фактором повышения рациональности использования водных ресурсов России.

Наличие в отдельных регионах Российской Федерации дефицита водных ресурсов, неравномерность распределения водных ресурсов по территории Российской Федерации, ограниченность регулирующих возможностей водохранилищ для удовлетворения потребностей населения и экономики, недостаточная комплексность использования водных ресурсов приводит к тому, что в маловодные периоды в отдельных регионах страны (Республике Калмыкия, Белгородской и Курской областях, Ставропольском крае, отдельных районах Южного Урала и Юга Сибири, Саратовской, Волгоградской, Астраханской областях и на Северном Кавказе) возникает дефицит водных ресурсов для обеспечения нужд питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и сельскохозяйственных и рыбохозяйственных потребностей в водных ресурсах. Суммарный дефицит водных ресурсов в маловодные годы в целом по стране, исходя из водохозяйственных балансов, оценивается в объеме 14,3 кубических километров.

При этом по ряду регионов страны (Республика Калмыкия, Ставропольский и Краснодарский края, Кемеровская область, территории Южного Урала и другие регионы) решение задач не может быть достигнуто посредством строительства новых водохранилищ на существующих водотоках, требуется обеспечение подачи водных ресурсов из более водообеспеченных водных объектов. Данный вопрос требует отдельной проработки для полного учета возникающих при этом социально-экономических и экологических проблем. В целом, решение проблемы дефицита воды связано как с повышением рациональности использования водных ресурсов, так и с необходимостью переустройства водохозяйственного комплекса в отдельных регионах страны.

Высокий уровень износа гидротехнических сооружений. По данным инвентаризации 2005 года в Российской Федерации в эксплуатации находится порядка 26 тысяч потенциально опасных гидротехнических сооружений различного назначения, ведомственной принадлежности и форм собственности, при этом, учитывая, что срок эксплуатации подавляющего числа сооружений превышает 30, 40 и более лет, в неудовлетворительном состоянии находятся более 6000 сооружений, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с их авариями.

Проблема связана с тем, что подавляющее большинство гидротехнических сооружений составляют водоподпорные сооружения малых и средних водохранилищ, многие из них эксплуатируются без ремонта и реконструкции 30 и более лет и являются объектами повышенной опасности. Большинство гидротехнических сооружений представлено сооружениями IV класса капитальности (свыше 90 процентов от их общего числа), имеющими в большинстве своем сельскохозяйственное назначение, построенными, в основном, хозяйственным способом.

Негативное воздействие вод. Общая площадь паводкоопасных районов достигает 400 тыс. квадратных километров, из которых ежегодно затапливаются до 50 тыс. квадратных километров. Затоплению подвержены отдельные территории 746 городов, в том числе более 40 крупных, тысячи населенных пунктов с населением около 4,6 млн. человек, хозяйственные объекты, более 7 млн. гектар сельскохозяйственных угодий. Паводкоопасными районами являются Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Сахалинская и Амурская области, Забайкалье, Средний и Южный Урал, Республика Карелия, низовья р. Волги, Северный Кавказ, Краснодарский край, Западная и Восточная Сибирь и ряд других территорий.

Проблема усугубляется тем, что, по данным экспертов, антропогенные изменения глобального климата уже в ближайшие два-три десятилетия приведут к весьма значительным изменениям гидрологического режима водных объектов России и увеличению вероятности прохождения выдающихся паводков.

Дополнительными факторами риска антропогенного характера являются изменение характера стока на хозяйственно освоенных и подвергнутых трансформациям водосборных территориях; хозяйственное освоение паводкоопасных территорий в нижних бьефах гидроузлов и размещение там хозяйственных объектов и жилья; стеснение живого сечения потока рек. Все это приводит к наводнениям с тяжелыми и катастрофическими последствиями, нанесению значительного ущерба объектам экономики, здоровью людей и к человеческим жертвам.

Серьезной проблемой является абразия берегов водохранилищ. В зонах опасного разрушения берегов в России находится 450 населенных пунктов. Основными последствиями разрушения берегов являются выведение из землепользования значительных площадей сельскохозяйственных и лесных угодий, развитие оползневой опасности на застроенных территориях.

Решение обозначенных проблем в сфере водных ресурсов будет обеспечено в рамках реализации настоящей подпрограммы и входящей в состав государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации (на 2012 - 2020 годы)", при этом в состав настоящей подпрограммы включены мероприятия, связанные с разработкой мер государственного правового регулирования, выполнением текущих мероприятий, реализацией отдельных мероприятий по берегоукреплению и инженерной защите, не включенных в федеральные целевые программы, в том числе в ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации (на 2012 - 2020 годы)".

В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации до 2020 года к концу текущего десятилетия водохозяйственный комплекс страны должен обеспечивать потребности экономики и населения в объеме до 107 кубических километров в год, что соответствует максимальному прогнозному объему забора (изъятия) водных ресурсов, определенному с учетом темпов роста экономики, предусмотренных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Водной стратегией Российской Федерации до 2020 года предусматривается существенное снижение водоемкости внутреннего валового продукта России, снижение доли загрязненных сточных вод в общем объеме отводимых в водные объекты в 2,5 раза, более чем двукратное повышение степени защищенности территорий от наводнений и другого негативного воздействия вод, приведение всех аварийных гидротехнических сооружений в безопасное состояние.

Достижение указанных целей Водной стратегии Российской Федерации до 2020 года возможно только при условии существенного увеличения финансирования водного хозяйства Российской Федерации, в том числе повышения софинансирования из федерального бюджета инвестиций, осуществляемых субъектами Российской Федерации. В случае сохранения объемов финансирования из средств федерального бюджета на сложившемся уровне к 2020 году износ очистных сооружений достигнет 70 процентов, эффективность очистки загрязненных сточных вод до нормативного качества не превысит 10 - 15 процентов, не будет в полной мере решена проблема обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, не будет решена задача повышения качества (оперативности и достоверности) гидрометеорологических прогнозов.