Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

1. Характеристика сферы реализации подпрограммы,

описание основных проблем в указанной сфере и прогноз

ее развития

К охотничьим ресурсам в Российской Федерации законодательно отнесены 74 вида млекопитающих и 114 видов птиц.

Согласно данным государственного учета, в Российской Федерации в 2011 году обитало 711,9 тыс. лосей, 401,1 тыс. кабанов, 860,9 тыс. косуль, 193,5 тыс. благородных оленей, 936,9 тыс. диких северных оленей, 181,1 тыс. бурых медведей, 1224,5 тыс. соболей, 614,1 тыс. бобров, 769,3 тыс. лисиц, 2,77 млн. зайцев-беляков, 5,74 млн. белок, 3,51 млн. глухарей, 11,33 млн. тетеревов. По данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, в целом по России численность большинства видов охотничьих ресурсов за последние 10 лет имеет положительную динамику.

В сезон охоты 2010 - 2011 годов было добыто 4,5 тыс. благородных оленей, 21,6 тыс. диких северных оленей, 21,7 тыс. лосей, 34,1 тыс. кабанов, 3,8 тыс. бурых медведей, 234,3 тыс. соболей, более 3500 тыс. пушных животных (горностай, корсак, хори, белка, ондатра, колонок, песец, норки, сурки), около 120 тыс. лисиц, 75 тыс. зайцев, 22 тыс. глухарей и 36 тыс. тетеревов.

В настоящее время государственное управление в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом распределения полномочий в данной области, предусмотренного федеральными законами.

Минприроды России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая объекты животного мира и среду их обитания, в области охоты.

Функции контроля и надзора в соответствии с установленными полномочиями осуществляет Росприроднадзор.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации исполняют переданные Российской Федерацией полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в числе которых находится и осуществление федерального государственного охотничьего надзора, выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, осуществление государственного мониторинга объектов животного мира, государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории субъекта Российской Федерации и другие.

В субъектах Российской Федерации начиная с 2008 года, когда регионам были переданы соответствующие полномочия Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в установленном порядке были сформированы и действуют соответствующие структуры управления, осуществляющие исполнение переданных полномочий.

Определился ряд проблемных вопросов, требующих разрешения при осуществлении переданных полномочий. Первостепенными среди них являются недостаточный уровень федерального финансирования, что особенно актуально для дотационных регионов, недостаточное число государственных охотничьих инспекторов в муниципальных районах, что влечет за собой рост браконьерства, трудности с получением гражданами разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных угодьях.

Реализация мероприятий настоящей подпрограммы позволит упорядочить процедуры проведения федерального государственного охотничьего надзора и повысить его результативность.

Росту численности большинства видов охотничьих ресурсов и повышению эффективности их использования способствует расширение площадей закрепленных охотничьих угодий на территории Российской Федерации (более 40 процентов в целом по стране и около 75 процентов в Центральном федеральном округе), что создает условия для развития охотничьего хозяйства, повышения эффективности воспроизводства охотничьих ресурсов, обеспечивает постепенный рост численности большинства видов охотничьих ресурсов. Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания показывают, что в условиях закрепления охотничьих угодий охотпользователи более эффективно осуществляют ведение охотничьего хозяйства, используют современные методы, вкладывают значительные средства, осуществляют производственный охотничий контроль в угодьях и обеспечивают снижение уровня браконьерства. То же касается и борьбы с хищниками.

Несмотря на сложившуюся положительную тенденцию увеличения охотничьих ресурсов, численность многих охотничьих ресурсов далека от биологической продуктивности популяций и экологической емкости угодий и может быть значительно увеличена. Так, фактическая численность лося ниже потенциальной в 5 раз, косули, благородного и дикого северного оленей - в 6 раз. В целом по стране суммарная численность копытных почти в 6 раз ниже потенциально возможной (до 20 млн. особей). Существенный разрыв между фактической и расчетной численностью охотничьих ресурсов вызван следующими основными проблемами:

а) высоким уровнем браконьерства. Масштабы браконьерства в России таковы, что объем нелегальной добычи всех видов охотничьих ресурсов в денежном выражении по экспертным оценкам равен официальному изъятию. Таким образом, ущерб, наносимый браконьерами, составляет около 18 млрд. рублей ежегодно. Особенно страдают от нелегальной добычи такие виды, как лось, косуля сибирская, олень благородный (марал, изюбрь), кабарга, бурый медведь, соболь.

Распространенность браконьерства вызвана:

неэффективным, несмотря на наметившуюся положительную динамику, исполнением рядом субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области федерального государственного охотничьего надзора, в том числе связанным с низким уровнем квалификации должностных лиц, осуществляющих выполнение данной функции, несовершенством структур органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

низкой численностью государственных охотничьих инспекторов (в настоящее время численность инспекторов составляет 2350 человек, часть из них совмещает федеральный государственный охотничий надзор с иными видами надзора);

низким уровнем доходов части сельского населения, не позволяющим охотникам приобретать соответствующие разрешения на охоту, путевки в закрепленных охотничьих угодьях;

недостаточным уровнем подготовки молодых охотников;

административными барьерами, связанными с доступом к охотничьим ресурсам;

б) ограничениями по использованию искусственно разведенной дичи. Важным фактором, способствующим росту численности охотничьих ресурсов, особенно в субъектах Российской Федерации с высокой плотностью народонаселения, является дичеразведение. Выпуск искусственно разведенной дичи повышает ее численность в охотничьих угодьях;

в) высокой численностью хищников, прежде всего, волка. Согласно данным государственного мониторинга, послепромысловая численность волка в 2005 году в нашей стране составила около 43 тыс. особей, в 2006 и 2007 годах - около 45 тыс., в 2008 году - около 47 тыс., а в 2010 году - около 51 тыс. особей. Таким образом, очевиден значительный рост численности волка на территории Российской Федерации в среднем на 2000 особей в год. По расчетам российских экспертов, ежегодно наносимый волком ущерб составляет около 10 млрд. рублей.

Для примера, в 2010 году в Швеции при достижении численности волка в стране до 220 - 230 особей правительством были приняты меры по регулированию его численности. По мнению шведских экспертов в области охотничьего хозяйства численность волка в стране не должна превышать 200 особей, что в пересчете на плотность составляет 0,005 особи на 1000 гектар (в ряде областей России показатель плотности волка значительно выше и составляет 0,05 - 0,08 особей на 1000 гектар). Рост численности волка, прежде всего, связан с отсутствием системных мер по регулированию численности данного хищника, а также отсутствием системы поощрений охотников за добычу волка, низкой рентабельностью добычи данного вида, требующей специальных навыков и умений.

Реализация системных мер по сохранению и воспроизводству охотничьих ресурсов потребует увеличения бюджетных расходов из средств федерального бюджета, однако расчеты показывают, что в случае совершенствования системы налогообложения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, повышения эффективности федерального государственного охотничьего надзора данные расходы могут быть компенсированы за счет дополнительных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

Тогда как при инерционном развитии охотничьего хозяйства можно ожидать:

сохранение разрыва между фактической и потенциально возможной (расчетной) численностью охотничьих ресурсов, отражающее неиспользуемый потенциал развития охотничьего хозяйства;

сокращение численности отдельных видов охотничьих ресурсов в связи с продолжающимся браконьерским прессом и прессом хищников;

снижение доступности охотничьих ресурсов для охотников;

сохранение низкой бюджетной эффективности охотничьего хозяйства, вызванной неэффективной системой налогообложения в данной области.