Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

X. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы

X. Анализ рисков реализации государственной

программы и описание мер управления рисками реализации

государственной программы

В рамках реализации государственной программы могут быть выделены следующие риски ее реализации, актуальные для всех подпрограмм государственной программы.

Макроэкономические и финансовые риски реализации государственной программы связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, колебаниями мировых и внутренних цен на сырьевые товары, которые могут привести как к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, так и к недостатку средств внебюджетных источников финансирования. Реализация данных рисков может привести к созданию недостаточного поискового задела и фонда прогнозных ресурсов, необходимых для прироста запасов полезных ископаемых, реализации поискового задела в запасы не в полном объеме. Недостаточные уровни финансирования развития водохозяйственного комплекса могут привести к снижению водоотдачи комплексных водохозяйственных систем, ухудшению экологического состояния водных объектов, повышению рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера и росту ущерба от негативного воздействия вод. Низкий уровень финансирования реализации государственных функций в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов может привести к росту пресса со стороны браконьеров и хищников.

Минимизация данных рисков предусматривается мероприятиями государственной программы по совершенствованию государственного регулирования, в том числе повышению инвестиционной привлекательности и экономическому стимулированию проведения геолого-разведочных работ, а также совершенствованию системы налогообложения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Существенная дифференциация финансовых возможностей субъектов Российской Федерации приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения их собственных полномочий в сфере недропользования, водных отношений, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Подавляющее большинство субъектов Российской Федерации являются дотационными; ряд территорий, в том числе испытывающих проблемы недостаточного уровня воспроизводства общераспространенных полезных ископаемых, дефицита водных ресурсов, низкого уровня воспроизводства охотничьих ресурсов, относятся к высокодотационным субъектам Российской Федерации. Ограниченность возможностей региональных бюджетов может снижать эффективность исполнения ими собственных полномочий в сфере природопользования, приводить к росту межрегиональных различий в сфере обеспеченности природными ресурсами.

В рамках данной государственной программы минимизация указанного риска возможна на основе:

стимулирования межрегионального сотрудничества и совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере недропользования;

дифференциации условий софинансирования региональных проектов по строительству и капитальному ремонту гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, с учетом уровня бюджетной обеспеченности российских регионов;

научно-методической поддержки органов государственной власти в сфере организации исполнения функций в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, развития нормативно-правовой и методической базы по вопросам сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов, усиления роли федеральных органов исполнительной власти в осуществлении мониторинга численности охотничьих ресурсов.

К специфическим рискам достижения цели "Устойчивое обеспечение экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах" относятся:

операционные риски, связанные с несвоевременным внесением назревших изменений в нормативную правовую базу, а также с возможным перепрофилированием геологических организаций при их приватизации. Данные риски будут минимизированы в рамках совершенствования мер правового регулирования, предусмотренных настоящей государственной программой, а также в рамках институциональных преобразований в геологической отрасли, планируемых к реализации в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы";

социальные риски, обусловленные дефицитом высококвалифицированных кадров геологической отрасли для осуществления научных исследований, геолого-разведочных работ и полномочий на федеральном и региональном уровнях. Минимизации данных рисков будут способствовать предусмотренные в рамках государственной программы меры государственного регулирования, направленные на внедрение федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования в сфере геологии, а также реализация мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (ответственный исполнитель - Минобрнауки России).

К специфическим рискам достижения цели "Устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод" относятся:

Недостаточная заинтересованность водопользователей во внедрении рациональных принципов использования водных ресурсов. Повышение рациональности водопользования, снижение негативного антропогенного воздействия и снижение водоемкости внутреннего валового продукта требуют масштабных инвестиций в технологическое переоснащение наиболее водоемких производств и систем очистки сточных вод. Вместе с тем в настоящее время отсутствуют действенные меры экономического стимулирования водопользователей к осуществлению подобных инвестиций. Соответственно, сохраняется риск того, что в отсутствие внебюджетных вложений цели подпрограммы будут достигнуты лишь частично.

С целью минимизации данного риска государственной программой предусматривается комплекс мер государственного регулирования, создающий экономические механизмы стимулирования инвестиций в технологическое перевооружение, направленное на повышение экономичности и рациональности использования водных ресурсов, в том числе направленных на сокращение сверхнормативного изъятия водных ресурсов из водных объектов, внедрение систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, внедрение систем приборного учета водных ресурсов, расширение перечня видов платного водопользования в целях сокращения непроизводительных потерь воды, рост инвестиций в строительство, реконструкцию, техническое перевооружение комплексов очистных сооружений, обеспечивающих нормативную очистку сточных вод. Наряду с экономическими мерами стимулирования предусматривается усиление ответственности за нарушение установленных требований в сфере охраны водных объектов.

Риски возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на гидротехнических сооружениях. В настоящее время менее 90 процентов гидротехнических сооружений находится в безопасном техническом состоянии; проблема усугубляется большим количеством бесхозяйных гидротехнических сооружений. Таким образом, растет вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на гидротехнических сооружениях.

Предусмотренные в рамках настоящей государственной программы практические мероприятия по строительству и капитальному ремонту гидротехнических сооружений позволят минимизировать данный риск за счет реализации государственной программы.

Геополитические риски актуальны для всех трансграничных водных объектов. Нестабильность международной обстановки может оказать негативное влияние на рациональное использование и охрану трансграничных водных объектов, реализацию проектов с зарубежными партнерами и объемы международного кооперационного сотрудничества. Указанные риски носят вероятностный характер и на настоящий момент серьезного влияния этих рисков на ход реализации проекта не ожидается.

Ниже перечислены специфические риски достижения цели "Обеспечение сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов".

Социальные риски. Повышение ставок платы и введение унифицированных разрешений на добычу охотничьих ресурсов может ограничить доступ к охотничьим ресурсам сельского населения с низким уровнем доходов. Для минимизации данного риска в рамках совершенствования государственного регулирования предусматриваются льготы для местных жителей. Кроме того, регулярный мониторинг и оценка эффективности реализации подпрограммы обеспечит возможность для управления данным риском и своевременное принятие мер по его минимизации.

Природные риски, в том числе климатического характера (наводнения, засухи, морозные зимы, чрезмерно высокий снежный покров, лесные пожары, неурожаи растений, служащих кормовой базой и прочие), могут оказать негативное влияние на достижение целей и решение задач настоящей подпрограммы, снизить численность охотничьих ресурсов. Минимизация данного риска предусматривается в рамках реализации мероприятий по информационно-аналитическому обеспечению сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов, а также в рамках совершенствования финансового обеспечения исполнения переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Снижению данных рисков будет способствовать реализация государственных программ Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" (в части снижения рисков возникновения лесных пожаров и обеспечения эффективного тушения лесных пожаров) и "Охрана окружающей среды" (в части повышения достоверности долгосрочных метеорологических прогнозов, позволяющих своевременно спланировать необходимые биотехнические мероприятия и мероприятия по охотустройству и минимизировать ущерб, связанный с природными рисками).

Техногенные катастрофы могут приводить к массовой гибели охотничьих ресурсов и/или их кормовой базы. Снижению данных рисков будет способствовать реализация мероприятий подпрограммы "Использование водных ресурсов" и федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" настоящей государственной программы (в части снижения негативного воздействия вод), а также мероприятий государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", ответственным исполнителем которой является МЧС России.