См. Инструкцию по организации производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, утв. Приказом Минюста России от 28.12.2023 N 404.

I. Общие положения

Настоящие методические рекомендации разработаны на основе анализа действующего уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), с использованием сложившейся следственно-судебной практики и имеющихся результатов судебно-экспертной деятельности в целях совершенствования процессуальной деятельности по своевременному и обоснованному назначению судебных экспертиз, повышения качества оформления процессуальных документов о назначении судебных экспертиз, а также компетентной проверке и оценке выводов, изложенных в заключениях экспертов.

Одним из объективных способов установления обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73 УПК РФ), в рамках рассмотрения сообщения о преступлении либо в ходе предварительного расследования по уголовному делу является назначение и производство судебной экспертизы.

На основании ст. 9 Закона N 73-ФЗ под судебной экспертизой понимается процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, требующим при их разрешении специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, а также лицом, производящим дознание, следователем.

Судебную экспертизу как основную форму использования специальных знаний необходимо отличать от других форм деятельности:

использование специальных знаний самим дознавателем;

помощь специалиста (ст. 58 УПК РФ), которая может выражаться в содействии при обнаружении и изъятии предметов и документов, закреплении следов, применении технических средств при исследовании материалов дела, постановке вопросов эксперту, даче разъяснений по специальным вопросам в виде показаний или письменных заключений.

Указанные исследования проходят вне уголовного судопроизводства, а их результаты приобщаются к делу в качестве иных документов (ст. 84 УПК РФ). Кроме того, такие исследования в отличие от судебной экспертизы не обеспечены процессуальными условиями и гарантиями. <1>

--------------------------------

<1> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный)/под. ред. А.В. Смирнова. М.: Проспект, 2012.

Судебные экспертизы различаются в зависимости от того, производятся ли они в экспертном учреждении или вне экспертного учреждения лицом, обладающим специальными знаниями.

В соответствии с ч. 2 ст. 195 УПК РФ судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями.

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей (ст. 12 Закона N 73-ФЗ).

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 Закон N 73-ФЗ).

В настоящее время большинство экспертиз проводится в государственных судебно-экспертных учреждениях, организованных в системе федеральных органов исполнительной власти - Минюста России, Министерства здравоохранения Российской Федерации <1> по территориальному принципу (приложения N 1, N 2).

--------------------------------

<1> Перечень медицинских организаций, проводящих судебные психиатрические, наркологические экспертизы, определяется территориальными органами субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.

К иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях.

Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" (далее - Постановление Верховного Суда N 28).

Судебные экспертизы квалифицируются по видам специальных знаний, использование которых необходимо для разрешения вопросов (криминалистические, медицинские и психофизиологические, экономические, лингвистические и т.д.).

В зависимости от оснований назначения экспертизы могут быть первоначальными, дополнительными, повторными (ст. 207 УПК РФ).

Кроме того, в зависимости от состава экспертов и круга разрешаемых вопросов судебная экспертиза может быть единоличной, комиссионной и комплексной.

Как показывает сложившаяся правоприменительная практика в рамках доследственных проверок и в ходе расследования преступлений, подследственных Федеральной службе судебных приставов, органами дознания ФССП России назначаются следующие виды судебных экспертиз:

психиатрические, наркологические экспертизы (ст. 157 УК РФ);

экономические (бухгалтерские, финансово-экономические), товароведческие, технические, компьютерно-технические, почерковедческие, трасологические экспертизы (ст. ст. 177, 315, 312 УК РФ);

психиатрические, лингвистические, почерковедческие, фоноскопические, трасологические экспертизы (ч. 1 ст. 294, ст. 297 УК РФ).