Документ не применяется. Подробнее см. Справку

II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

II. Обоснование целесообразности решения проблемы

программно-целевым методом

Сфера укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, этнокультурного развития и взаимодействия с общественными объединениями, созданными с целью сохранения и развития этнических традиций и языков народов России, нуждается в применении программно-целевого метода в связи со сложностью и многообразием решаемых задач.

Программа предполагает переход от ситуативной и бессистемной поддержки отдельных мероприятий в субъектах Российской Федерации к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере государственной национальной политики.

Российская Федерация является одним из крупнейших государств мира с полиэтническим составом населения, обладая при этом этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами. В России проживают представители 193 народов (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры.

Культурное и языковое многообразие российских народов защищено государством. В России используется 277 языков и диалектов, в системе государственного образования используется 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения (2010 год).

В этих условиях серьезным вызовом и системной задачей является управление этнокультурным многообразием. Осуществить это возможно только с использованием программно-целевого подхода, в противном случае меры поддержки этнокультурного многообразия ограничиваются отдельными мероприятиями несистемного характера с ростом рисков.

Решение этнокультурных проблем в условиях этнического многообразия России требует системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности, что обусловливает необходимость применения программных методов.

Этнокультурное многообразие России является важным элементом ее международного имиджа, неотъемлемой частью мирового духовного наследия.

Программа направлена на формирование общероссийской идентичности у граждан различной этнической и религиозной принадлежности, на формирование и укрепление в России единой российской гражданской нации. Это определяет и главный приоритет государственной национальной политики.

Цель и задачи Программы определяют содержание направлений ее реализации, особенности и специфику реализуемых мероприятий, которые формируют целостный комплекс взаимоувязанных вопросов в сфере государственной национальной политики, не затрагивающих направления и мероприятия утвержденных и разрабатываемых целевых программ в смежных областях, в том числе государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011 - 2015 годы, федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)".

Программа обеспечит создание методологического базиса для формирования единой системы реализации государственной национальной политики, объединяющей средства бюджетов разных уровней. Это будет осуществлено посредством разработки и реализации региональных программ, взаимоувязанных с направлениями и мероприятиями, реализуемыми в рамках Программы.

Как показал опыт работы государственных органов по решению проблем в сфере межнациональных отношений, точечные и разрозненные действия в сфере государственной национальной политики не приносят желаемого эффекта и являются недостаточно эффективными.

В связи с изложенным эффективность осуществления государственной национальной политики и реализации Программы в значительной степени зависит от согласованности и взаимодействия целевых программ различного уровня. Такое взаимодействие достигается в том числе посредством стимулирования разработки и реализации региональных целевых программ, согласованных с целевыми установками и приоритетами Программы.

Практическая сторона реализации мер в сфере государственной национальной политики требует повышения роли общественных институтов, в том числе национально-культурных и религиозных организаций. Необходимо активное вовлечение национально-культурных и религиозных организаций в реализацию Программы и региональных целевых программ, направленных на обеспечение системного участия институтов гражданского общества в социально ориентированной деятельности, включая вопросы укрепления гражданского и духовного единства российской нации, на противодействие экстремизму, воспитание патриотизма, сохранение духовных традиций народов России, интеграцию, адаптацию, социализацию и натурализацию мигрантов различной этнической и религиозной принадлежности и др.

В связи с тем что заявленные в Программе задачи поддаются эффективному решению только в комплексе и с применением системного подхода, целесообразным представляется использование программно-целевого метода, который позволяет целостно учитывать и решать весь комплекс проблем.

Программа обеспечит координацию государственной национальной политики, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями.

Программно-целевой метод создает системную основу для реализации государственной национальной политики и взаимодействия с этнокультурными и религиозными сообществами, поскольку обеспечивает реализацию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, которые носят межотраслевой характер и затрагивают все сферы государственной национальной политики, что позволит проводить единую федеральную политику в сфере межнациональных отношений, обеспечит эффективное межведомственное и межрегиональное взаимодействие и координацию в сфере реализации государственной национальной политики, включая вопросы укрепления единства российской нации, этнокультурного многообразия и противодействия экстремизму.

Реализация программно-целевым методом комплекса мероприятий федерального масштаба, затрагивающих систему государственной национальной политики, предусматривает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также формирование системы индикаторов и показателей, отражающих как эффективность реализации Программы, так и динамику изменений ключевых показателей сферы государственной национальной политики.