Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

I. Характеристика сферы реализации

подпрограммы, описание основных проблем в указанной

сфере и прогноз ее развития

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены задачи по переходу экономики на инновационный путь развития, по выведению страны в число ведущих мировых экономик с высоким уровнем благосостояния, развитой инфраструктурой, долей высокотехнологичного сектора в ВВП страны не менее 17 - 20 процентов.

Необходимым условием реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение. Однако инвестиционные процессы в российской экономике остаются недостаточно активными для ее структурной модернизации. Текущий уровень инвестиций к ВВП страны составляет около 20 процентов против необходимых 30 процентов от ВВП. Недостаток собственных долгосрочных денежных ресурсов, необходимых для запуска долгосрочных инвестиционных проектов, сдерживает модернизацию и диверсификацию российской экономики.

В этой связи привлечение иностранных инвесторов к реализации проектов на территории России является определяющим условием успешной модернизации экономики.

В условиях ограничения бюджетных средств прямые иностранные инвестиции - один из главных финансовых источников модернизации.

Ключевыми направлениями сотрудничества с иностранными инвесторами являются: создание производств полного цикла, размещение на территории России наукоемких производств с иностранным участием, обеспечение возможности передачи новейших технологий и разработок, размещение на территории России конструкторских и исследовательских подразделений иностранных компаний. Активное участие иностранных инвесторов в модернизации российской экономики имеет двусторонний взаимовыгодный эффект: Россия получает доступ к передовым технологиям и разработкам, иностранные компании получают доступ к высокорентабельному объемному рынку.

В настоящее время для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов создан инновационный центр "Сколково".

Участникам проекта предоставляются:

льготный налоговый режим (налог на прибыль - 0 процентов в течение 10 лет; НДС - освобождение от налогообложения в течение 10 лет (по выбору налогоплательщика); налог на имущество организаций - 0 процентов);

льготные ставки обязательных страховых взносов - 14 процентов;

освобождение от налога на имущество организаций и земельного налога;

льготный порядок привлечения на работу иностранных граждан;

упрощенная система выдачи земельных участков, строительства;

услуги таможенного брокера (представителя) в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для осуществления исследовательской деятельности.

В России за последние годы произошли существенные изменения, которые позволяют говорить о политической и макроэкономической стабильности. В результате реформы налогового законодательства совершенствуются механизмы налогового администрирования. Упрощены и упорядочены процедуры возмещения НДС. Снижена до 20 процентов ставка корпоративного налога на прибыль. Принят ряд изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование вложений в развитие "человеческого капитала", введена 30 процентная амортизационная премия для активной части основных средств.

Кроме того, несколько лет назад была проведена либерализация валютного законодательства, в результате чего практически сняты ограничения по перемещению капитала.

Снижены административные барьеры. В результате принятых мер с 500 до 74 сокращено число лицензируемых видов деятельности. Внесены изменения в законодательство, направленные на обеспечение защиты прав субъектов малого бизнеса предпринимательства при осуществлении государственного контроля и надзора.

Установлены четкие и прозрачные процедуры допуска иностранных инвесторов в стратегические отрасли. Внесены изменения в корпоративное законодательство, позволяющие заключать акционерные соглашения, а также направленные на предотвращение рейдерства.

Планами мероприятий по реализации мер, направленными на совершенствование инвестиционного климата и повышение инвестиционной активности в российской экономике (утверждены Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым - от 16 ноября 2011 г. N ИШ-П13-8090 и от 1 июня 2010 г. N 3414п-П13) достигнуты описанные ниже ключевые результаты. Однако в настоящее время разрабатывается новый комплекс мер, направленных на радикальное улучшение условий предпринимательской деятельности.

Так, за период с июля 2012 г. по июль 2013 г. утверждены "дорожные карты" по 9 направлениям, имеющим наиболее важное значение для бизнеса: упрощение процедур получения разрешения на строительство, повышение доступности энергетической инфраструктуры, таможенное администрирование и поддержка доступа на рынки зарубежных стран, развитие конкуренции, повышение качества регуляторной среды для бизнеса, упрощение регистрации прав собственности и оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. Продолжается разработка других "дорожных карт", в том числе направленных на совершенствование налогового администрирования и оценочной деятельности.

В рамках реализации активной государственной политики по улучшению условий ведения бизнеса достигнуты следующие важные результаты.

1. Важнейшим шагом к улучшению инвестиционного климата является упрощение строительных процедур.

С 1 января 2012 г. заключение организации негосударственной экспертизы является достаточным основанием для получения разрешения на строительство (за исключением уникальных, технически сложных и особо опасных объектов).

В целях дальнейшего улучшения предпринимательского климата в сфере строительства, в том числе упрощения и усовершенствования административных процедур на всех стадиях осуществления строительства, начиная от стадии подготовки градостроительной документации и заканчивая вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 1487-р).

В результате выполнения указанного плана мероприятий ожидается достижение следующих показателей:

по количеству процедур, необходимых для получения разрешения на строительство к 2018 году планируется сокращение с 51 процедуры до 11 соответственно;

по совокупности времени прохождения всех стадий процедур получения разрешения на строительство к 2018 году планируется сокращение с 423 дней до 56 соответственно;

по объему затрат, необходимых для получения разрешения на строительство (процентов внутреннего валового продукта на душу населения), к 2018 году планируется сокращение со 184 процентов до 101 соответственно.

В рамках указанного плана мероприятий запланирована реализация мероприятий по следующим приоритетным направлениям:

1) вопросы формирования земельных участков и разработка градостроительной документации;

2) государственная поддержка комплексного освоения территорий;

3) сокращение сроков и количества согласований и разрешений;

4) модернизация системы технического регулирования и оптимизация системы надзора в строительной сфере;

5) развитие рынка арендного жилья.

2. Инфраструктурные ограничения остаются одним из наиболее существенных негативных факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат в стране.

С целью улучшения ситуации, начиная с 2009 года, реализуются мероприятия, направленные на радикальное совершенствование ситуации в этой сфере. Так, только в 2011 году:

приняты формы типовых договоров технологического присоединения к электросетям для потребителей с мощностью до 750 кВА;

пересмотрена методика по определению размера платы за технологическое присоединение исходя из запрета на включение в состав указанной платы инвестиционной составляющей на расширение существующих электросетей, что позволило существенно снизить тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям;

введена административная ответственность за основные нарушения в сфере присоединения к электрическим сетям и подключения к сетям инженерно-технического обеспечения: несоответствие предлагаемого потребителю проекта договора требованиям законодательства; нарушение сроков представления потребителю проекта договора на подключение к инфраструктурным сетям; необоснованный отказ потребителю в заключении договора. Размер этих штрафов может доходить до 1 млн. рублей для поставщиков соответствующих услуг и до 50 тыс. рублей - для их должностных лиц.

По итогам проведенной работы достигнуты следующие результаты.

Тариф на технологическое присоединение к электросетям для потребителей до 15 Киловатт (около 85 процентов подаваемых заявок на подключение) снижен с 7 тыс. рублей (в среднем) до 550 рублей. С 1 января 2011 г. тарифы на подключение к распределительным электрическим сетям снизились для остальных потребителей в среднем на 30 - 50 процентов. В частности в г. Москве с 102 тыс. рублей до 16,7 тыс. рублей (на 83 процента), в г. Санкт-Петербурге с 44 тыс. рублей до 11 тыс. рублей (на 75 процентов). Тариф (плата) на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "ФСК ЕЭС" в 2011 году составил менее 100 рублей за киловатт присоединяемой мощности.

Количество фактических присоединений к электрическим сетям увеличилось в 2011 году в 2 раза по сравнению с 2008 годом с 87 тысяч до 168 тысяч, количество заключенных договоров на присоединение к электрическим сетям увеличилось до 273 тысяч (прирост к 2008 году 105 процентов). При этом в 2011 году на 1000 поступивших заявок заключено около 840 договоров на присоединение к электрической сети (в 2008 году - около 780).

Около 400 мегаватт присоединенной мощности ежегодно перераспределяется с 2010 года потребителями между собой, что позволяет присоединиться к электрическим сетям в условиях отсутствия возможности для присоединения у сетевых организаций.

Более 10 тысяч потребителей, которые ранее были присоединены к электрическим сетям, но утратили документы о технологическом присоединении, ежегодно с 2010 года, восстанавливают соответствующую документацию.

Сетевые компании раскрывают на собственных официальных web-сайтах информацию о технологическом присоединении к электрическим сетям (в том числе сведения о свободных мощностях и статистику получаемых заявок и заключаемых договоров).

Утверждены план подготовки нормативных правовых актов, направленных на повышение доступности энергетической инфраструктуры (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2012 г. N 754-р) и план мероприятий ("дорожная карта") "Повышение доступности энергетической инфраструктуры" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 1144-р).

Реализация указанной "дорожной карты" позволит существенно уменьшить количество этапов присоединения (с 10 до 5), сократить время на прохождение всех этапов по получению доступа к энергосети (с 281 до 40 дней), а также снизить затраты на получение доступа к энергосети (с 1852 до 25 процентов ВВП на душу населения) к 2018 году. Реализация мероприятий "дорожной карты" будет осуществляться с 2012 по 2017 годы.

В рамках "дорожной карты" будут реализовываться мероприятия, направленные на:

совершенствование правил технологического присоединения к энергосетям и создание условий сокращения сроков и этапов технологического присоединения;

совершенствование механизма перераспределения свободной мощности;

снижение тарифов на технологическое присоединение;

совершенствование деятельности сетевых организаций;

внедрение единых стандартов раскрытия информации по технологическому присоединению;

повышение эффективности использования существующих ресурсов сетевых организаций.

3. В целях стимулирования привлечения в национальную экономику высококвалифицированных иностранных специалистов в миграционное законодательство введено определение данной категории иностранных граждан и для них предусмотрены (Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"):

сокращение с одного месяца до 14 дней срока получения разрешения на работу;

увеличение максимальных сроков действия виз и разрешений на работу с одного года до трех лет с возможностью продления;

отмена квоты на выдачу приглашений на въезд в целях осуществления трудовой деятельности и на выдачу разрешений на работу, а также разрешений для работодателей на привлечение и использование иностранного работника;

получение разрешения на работу в нескольких регионах России;

статус резидента и уплата НДФЛ по ставке 13 процентов (вместо 30 процентов) с первого дня работы по контракту;

возможность получения вида на жительство в упрощенном порядке.

Для всех иностранных граждан упрощены процедуры миграционного учета, увеличен с 3 до 7 дней срок постановки на учет. Для высококвалифицированных иностранных специалистов этот срок увеличен до 90 и 30 дней при въезде в страну и перемещениях внутри страны (федеральные законы от 23 декабря 2010 г. N 385-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 20 марта 2011 г. N 42-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Условием получения статуса высококвалифицированного иностранного специалиста является доход не менее 2 млн. рублей в расчете на год. Наличие опыта работы, навыков или достижений в конкретной области деятельности указанного специалиста определяет работодатель.

С учетом приоритетности и специфики сфер, где требуются высококвалифицированные специалисты, указанный размер дохода снижен:

до 1 млн. рублей для преподавателей и научных сотрудников вузов и научных организаций;

до 700 тыс. рублей для иностранных граждан, привлекаемых резидентами технико-внедренческих особых экономических зон, и до 1 млн. рублей за год для остальных особых экономических зон.

Без критериев по размеру годового дохода иностранные специалисты привлекаются для реализации проекта "Сколково" (федеральные законы от 23 декабря 2010 г. N 385-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Введена возможность привлекать без разрешений на работу преподавателей и научных работников для осуществления научной деятельности в вузах, научных и инновационных организациях (постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2012 г. N 93).

Динамика привлечения высококвалифицированных специалистов нарастает, она примерно соответствует динамике привлечения иностранных инвестиций.

С 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2012 г. высококвалифицированным специалистам было оформлено 25704 разрешений на работу.

4. Эффективность таможенного администрирования является одним из факторов, влияющих на оценку условий ведения бизнеса участниками внешнеторговой деятельности. С 1 июля 2010 г. вступил в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, закрепивший основные нормы таможенного администрирования:

срок выпуска товаров сокращен до 1 дня;

с 25 до 7 сокращено количество документов для экспорта несырьевых товаров;

на 20 процентов (с 50 до 40 млн. рублей) снижен объем финансовых гарантий для таможенного представителя, а для таможенного перевозчика на 60 процентов (с 20 до 8 млн. рублей);

срок оплаты таможенных платежей увеличен с 15 дней до 4 месяцев.

В развитие Таможенного кодекса в ноябре 2010 г. был принят закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", которым:

законодательно закреплен перечень документов, которые могут быть затребованы таможенными органами для экспорта и импорта;

с 20 до 4 часов сокращен срок выпуска несырьевых товаров, количество необходимых документов сокращено с 14 до 7;

упрощен ввоз и вывоз научных коммерческих образцов;

установлена фиксированная стоимость (5000 рублей) для не облагаемых ввозными пошлинами товаров, вне зависимости от их стоимости;

законодательно закреплен перечень оснований для продления с 1 до 10 дней срок выпуска товаров;

введена возможность поставки товаров в производство получателем груза до завершения таможенного оформления.

В целях создания условий для улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации, упрощения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р план мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование таможенного администрирования".

Реализация "дорожной карты" позволит существенно уменьшить количество документов, требуемых для пропуска товара через границу по импорту (со 10 до 4) и по экспорту (с 8 до 4), сократить время подготовки документов, необходимых для прохождения всех процедур, связанных с перемещением товара через границу (с 25 до 7 дней), а также снизить срок прохождения таможенных операций и таможенных процедур для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля по импорту (с 96 до 2 часов) и экспорту (с 72 до 2 часов) к 2018 году. Реализация мероприятий "дорожной карты" будет осуществляться с 2012 года по 2018 год.

В рамках "дорожной карты" запланирована реализация мероприятий по следующим направлениям:

совершенствование таможенных операций;

обеспечение и совершенствование межведомственного взаимодействия, сокращение сроков подготовки и получения документов;

совершенствование механизма уплаты таможенных платежей;

совершенствование форм и методов таможенного контроля;

пересмотр механизмов контроля таможенной стоимости;

развитие института таможенных представителей;

расширение специальных упрощений для уполномоченных экономических операторов;

создание условий для мотивации должностных лиц таможенных органов;

совершенствование административной ответственности за нарушение таможенных правил;

определение порядка размещения таможенных органов.

5. К реализованным мерам налоговой политики, направленным на стимулирование инвестиций в модернизацию и инновационное развитие экономики можно отнести следующие:

1) к числу общих мер:

снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20 процентов. Данная мера являлась одной из антикризисных мер и была направлена на уменьшение налоговой нагрузки организаций, в частности, в связи с повышением страховых взносов;

увеличена предельная величина процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом для целей налога на прибыль;

освобождены от налога на прибыль доходы от реализации акций (долей) в некотируемых на бирже компаниях при условии владения такими акциями (долями) свыше 5 лет;

освобождены от налога на прибыль организации, осуществляющие деятельность в области образования и здравоохранения;

внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части совершенствования принципов определения цен для целей налогообложения (трансфертные цены);

введены в действие правила создания и функционирования консолидированных групп налогоплательщиков, предусмотрено установление особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций для таких групп, позволяющего создать ряд преимуществ, как для налогоплательщиков, так и для государства;

2) в целях стимулирования инвестиций в человеческий капитал расширен перечень затрат работодателей на обучение сотрудников (налог на прибыль, НДФЛ) с целью стимулирования работодателей к повышению уровня профессиональной подготовки сотрудников;

3) в рамках поддержки инвестиций в НИОКР:

введен повышающий коэффициент 1,5 в части учета затрат на НИОКР (в том числе не давшим положительного результата) для целей налога на прибыль по перечню направлений таких НИОКР (32 направления) с целью стимулирования проведения научных исследований в приоритетных для государства;

определен перечень расходов на НИОКР в целях стимулирования проведения налогоплательщиками научных исследований;

4) для сохранения оборотных средств:

введен ускоренный (заявительный) порядок возмещения НДС в целях совершенствования процедуры возмещения НДС;

введен вычет НДС с авансов. Данная мера направлена на снижение налоговой нагрузки на предприятия с длительным циклом производства и гармонизации правил исчисления НДС с Европейским союзом;

5) в целях поддержки инвестиций в основные средства:

освобожден от НДС ввоз технологического оборудования (по перечню), не имеющего аналогов в РФ, в целях стимулирования технологического перевооружения компаний;

увеличена до 30 процентов амортизационная премия для основных средств 3 - 7 группы (срок полезного использования 3 - 20 лет) с целью модернизации производства;

введен специальный повышающий коэффициент (не более 3) в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для научно-технической деятельности. Данная мера способствует модернизации производства, а также направлена на стимулирование проведения научных исследований;

освобождено от налога на имущество организаций энергоэффективное оборудование сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию с целью стимулирования модернизации производства на основе энергоэффективных технологий;

отменен налог на имущество организаций в отношении имущества, принятого к учету в качестве основных средств с 1 января 2013 г. в целях стимулирования их к инвестированию в обновление и модернизацию производственных фондов;

6) в рамках поддержки малого и среднего бизнеса:

отменен критерий для перехода на упрощенную систему налогообложения хозяйственных обществ, учрежденных бюджетными научными и образовательными учреждениями с целью практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности;

выделена в самостоятельный специальный налоговый режим патентная система налогообложения, внесены изменения в упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход в целях упрощения перехода на них организаций и индивидуальных предпринимателей, совершенствования порядка исчисления и уплаты налогов;

в отношении малых инновационных компаний установлены льготные ставки обязательных страховых взносов для хозяйственных обществ, созданных бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", применяющих упрощенную систему налогообложения (14 процентов на 2011 - 2017 годы, 21 процент в 2018 году и 28 процентов в 2019 году);

в отношении IT-компаний установлены льготные ставки обязательных страховых взносов для IT-компаний, отвечающих определенным критериям (14 процентов на 2010 - 2017 годы, 21 процент в 2018 году и 28 процентов в 2019 году);

в отношении инжиниринговых компаний предоставлены льготные ставки тарифов обязательных страховых взносов на период 2012 - 2013 годов;

7) в отношении резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны установлены льготные ставки обязательных страховых взносов для резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны и инновационных компаний, создаваемых при вузах (14 процентов на 2011 - 2017 годы, 21 процент в 2018 году и 28 процентов в 2019 году);

8) в отношении участников проекта "Сколково" предусмотрены следующие льготы:

налог на прибыль по ставке 0 процентов (ограничение на продолжительность налоговых каникул - прибыльность компаний-резидентов: пользование льготой прекратится, когда объем выручки превысит 1 млрд. рублей, а размер накопленной за время деятельности прибыли - 300 млн. рублей);

налог на добавленную стоимость - предусмотрено освобождение от налогообложения по выбору налогоплательщика;

налог на имущество организаций - по ставке 0 процентов;

обязательные страховые взносы (совокупная ставка) - 14 процентов;

земельный налог - 0 процентов;

налог на доходы физических лиц - 13 процентов.

6. Планируется реализовать следующие меры налогового стимулирования и администрирования:

1) решение ряда вопросов связанных с налогообложением финансовых инструментов, а также деятельностью инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг в рамках создания в Российской Федерации международного финансового центра;

2) сближение бухгалтерского и налогового учета с целью упрощения процедур ведения учета, устранения ряда технических сложностей и неэффективных временных и трудовых затрат, связанных с ведением одновременно и раздельно бухгалтерского и налогового учета;

3) в целях развития промышленного потенциала страны и повышения инвестиционной привлекательности несырьевых секторов экономики, проработка различных вариантов изменения налоговой нагрузки на сырьевые отрасли;

4) проработка вопроса постепенного перехода к полной отмене налога на имущество организаций в отношении активной (движимой) части основных средств для всех налогоплательщиков в целях стимулирования их к инвестированию в обновление и модернизацию производственных фондов;

5) обеспечение запланированного введения на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость на основании анализа результатов осуществляемых в настоящее время работ по проведению кадастровой (массовой) оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости;

6) предоставление налоговых каникул по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и земельному налогу на 5 лет для вновь созданных промышленных предприятий и высокотехнологичных стартап-проектов.

6. Важным направлением является координации сопровождения инвестиций и защита прав предпринимателей.

В 2012 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2012 г. N 879 учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный).

Необходимость создания данного института была обусловлена тем, что нередко субъекты предпринимательской деятельности не в силах самостоятельно разрешить проблемы, связанные с нарушением их прав и законных интересов, особенно в тех случаях, когда имеют место административные барьеры, бюрократическое давление, коррупционные проявления со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

В основные компетенции Уполномоченного войдет рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности, внесение предложений в органы государственной власти, участие в рассмотрении дел арбитражными судами, участие в уголовном судопроизводстве. Уполномоченный будет иметь право запрашивать и получать необходимые документы и сведения, право без специального разрешения посещать учреждения уголовно-исполнительной системы, осуществлять иные действия, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

Для оказания содействия в осуществлении деятельности Уполномоченный вправе назначать общественных помощников (омбудсменов), которые осуществляют представительские и экспертные функции на общественных началах.

Уполномоченный вправе создавать экспертные и консультативные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, из числа лиц, обладающих необходимыми знаниями в сфере предпринимательской деятельности. Для участия в их деятельности будут привлекаться представители предпринимательского сообщества, общественных организаций, а также представители органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Должности Уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах Российской Федерации будут создаваться с помощью принятия соответствующих нормативных актов на региональном уровне и иметь аналогичные функции, за исключением тех, которые не могут реализованы на региональном уровне.

Основной целью работы на данном направлении является налаживание работы Уполномоченного, организация взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами власти Российской Федерации и внесение необходимых изменений в законодательные акты Российской Федерации.

С целью содействия развитию деятельности институтов, содействующих совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности, сопровождению приоритетных инвестиционных проектов и привлечению инвесторов предусмотрена финансовая поддержка деятельности автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".

Не менее важным в процессе повышения инвестиционной активности в России является развитие конкуренции, которая представляет собой комплексную задачу, стоящую перед системой органов государственной власти.

В рамках создания благоприятной конкурентной среды необходимо повышение эффективности осуществления антимонопольного регулирования. Это предполагает разработку, введение в действие и последовательное совершенствование нормативной и методической базы, удовлетворяющей современным условиям развития российской экономики и направленной на создание правовой среды для равной, добросовестной конкуренции.

Одной из особенностей конкурентной политики Российской Федерации является то, что наряду с мерами по защите и развитию конкуренции реализуется и ряд ограничительных мер, связанных с регулированием иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства.

Сочетание уведомительного и последующего контроля при регулировании иностранных инвестиций в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства, как и в сфере антимонопольного регулирования, позволяет охватить большое число проверяемых субъектов и объектов, не сковывая при этом инициативы иностранных инвесторов.

Конкуренция между действующими российскими предприятиями, имеющими стратегическое значение, и аналогичными предприятиями с участием иностранных инвесторов на внутреннем рынке имеет существенное значение в борьбе с монополизмом и, несомненно, является важным фактором экономического роста, так как направлена на эффективное функционирование товарных рынков в стратегических отраслях.

7. В последние годы в Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается тенденция сотрудничества государства и бизнеса в инфраструктурных отраслях, которые ранее находились в государственной собственности и государственном управлении (электроэнергетика, автодорожное, железнодорожное, коммунальное хозяйства, социальная сфера). Правительства передают право временного пользования частному сектору объекты указанных отраслей, закрепляя за собой функции регулирования и контроля за их деятельностью. Такое взаимодействие осуществляется в рамках государственно-частного партнерства.

Тенденция сотрудничества государства и бизнеса связана с тем, что далеко не всегда предприятия инфраструктурных отраслей могут быть приватизированы ввиду стратегической, экономической и социально-политической значимости объектов инфраструктуры. С другой стороны, в государственном бюджете нет достаточного масштаба финансовых ресурсов, позволяющих обеспечивать в них простое и расширенное воспроизводство для удовлетворения растущего спроса со стороны общества и отдельных его хозяйственных структур.

Институциональная и нормативная "определенность" является наиболее значимым фактором успеха развития государственно-частного партнерства в той или иной стране, так как частные инвесторы стремятся избегать проектов, при реализации которых могут возникнуть непредусмотренные риски.

Таким образом, важной задачей для совершенствования государственно-частного партнерства является развитие институтов, процедур и процессов по их эффективному формированию.

Планируемые меры:

разработка методик, программ и иных документов, связанных с развитием механизмов государственно-частного партнерства в России;

разработка предложений по выработке и реализации основных направлений государственной политики в сфере государственно-частного партнерства;

совершенствование законодательства в сфере государственно-частного партнерства;

анализ эффективности существующих и вновь предлагаемых мер по стимулированию развития государственно-частного партнерства в России.

В том числе, с целью формирования согласованной экономической политики в сфере государственно-частного партнерства, предполагается активизировать деятельности Координационного совета по вопросам развития государственно-частного партнерства при Минэкономразвития России.

Кроме того, для расширения инструментария государственно-частного партнерства в Минэкономразвития России ведется работа по созданию новой модели строительства и реконструкции объектов инфраструктуры на определенной ограниченной территории за счет средств инвесторов с последующей компенсацией таких расходов за счет дополнительных доходов бюджетной системы Российской Федерации, полученных вследствие развития такой территории, в рамках Инвестиционного фонда Российской Федерации с использованием механизма "Tax Increment Financing" (TIF).

Кроме того, в рамках концессионного законодательства планируется введение возможности применения платы концедента по концессионному соглашению на все объекты концессионного соглашения (в настоящее время плата концедента по концессионному соглашению может быть использована только в отношении автомобильных дорог федерального значения).