Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2. Совершенствование корпоративного управления

В условиях повышения инновационности экономики и ускорения оборота предприниматели заинтересованы в законодательстве, обеспечивающем максимально гибкие возможности для старта нового бизнеса, оперативного изменения его формата, для быстрого и недорогого привлечения капитала различными способами при сохранении эффективных механизмов защиты права собственности и контрактных прав. При этом экономическая глобализация и конвергенция правопорядков требуют, чтобы российская юрисдикция была конкурентоспособна по сравнению с ведущими иностранными юрисдикциями в плане удобства и эффективности ведения бизнеса.

Российское корпоративное право, несмотря на осуществленные в 2008 - 2009 годы реформы, в целом остается зарегулированным, а суды исходят из принципа "запрещено все, что прямо не разрешено законом".

Ряд координационных контрактов, широко используемых в инновационном бизнесе, недостаточно институциализирован. В российской институциональной системе не специфицированы контрактные права сторон опционных соглашений, акционерных соглашений, соглашений о неустойке, гарантийных писем, что приводит к росту транзакционных издержек, в частности, к тому, что российские предприниматели вынуждены договариваться по правилам игры, установленным в иностранных юрисдикциях.

Публичные компании характеризуются однородностью интересов акционеров, высокой интенсивностью оборота акций, рыночной стандартизацией контрактных прав их участников. Это обуславливает появление дефолтных правил в законодательстве, снижающих размер транзакционных издержек (прежде всего, monitoring and bargaining costs). Однако этот подход не оправдывается в отношении закрытых, непубличных компаний, относительные издержки участников которых на участие в корпоративном управлении существенно ниже доходности по акциям.

Следует учитывать, что в России лишь 0,05 процента компаний являются публичными. Участники закрытых компаний с учетом их неоднородных интересов могут эффективнее договариваться об оптимальном распределении выгод в рамках координационных контрактов. Между тем, Федеральный закон "Об акционерных обществах", хотя и признает существование закрытых компаний, не предполагает специальных правил их регулирования. При этом существующие "традиционные" закрытые формы организации бизнеса (общества с ограниченной ответственностью, координационные контракты) часто сужают возможности по финансированию компании, искусственно ограничивают доступ к ресурсам рынка капитала.

Представляется, что общим посылом законодательного регулирования должно быть последовательное избавление корпоративного права от избыточных ограничений.

В части учреждения компаний планируется принятие ряда мер, направленных на формализацию и ускорение процесса государственной регистрации компаний, а в целях снижения рисков злоупотреблений планируется развивать механизмы субсидиарной ответственности учредителей (участников) за предоставление недостоверных сведений о компании, равно как и за недобросовестные действия в ходе функционирования компании и при ее ликвидации. Так, в юрисдикциях большинства развитых стран признано, что жесткий контроль за созданием юридических лиц малоэффективен и приводит лишь к увеличению сроков регистрации компаний и способствует коррупции.

Кроме того, ведется работа по целенаправленному отказу от представлений об обеспечительном характере уставного капитала, предполагается обеспечивать защиту прав кредиторов механизмами субсидиарной ответственности директоров, менеджмента и контролирующих лиц компании.

В рамках реализации подпрограммы ведется работа по совершенствованию законодательства в части реорганизации и ликвидации компаний. В частности, планируется закрепить в законодательстве возможность осуществления смешанных реорганизаций как по организационно-правовым формам, так и по формам реорганизации, конкретизировать основания и порядок оспаривания реорганизации, а также соответствующих юридических фактов, составляющих указанную процедуру.

В целях гарантирования прав инвесторов планируется обеспечить прозрачность реорганизационных процедур и развитие механизмов ответственности лиц, получивших незаконные выгоды в результате реорганизации, а нормы, предусматривающие судебный порядок предъявления кредиторами требований, распространить на все юридические лица.

В рамках решения проблемы ухода от ответственности при неисполнении обязательств перед контрагентами и обязанностей по уплате налогов и сборов, ведется работа, направленная на развитие исков к контролирующим акционерам, уточняются положения процедуры добровольной ликвидации, планируется установить имущественную ответственность за нарушение ликвидационной комиссией обязанностей по подаче заявления о признании ликвидируемой организации банкротом, уведомлению кредиторов о ликвидации, по депонированию у нотариуса средств для удовлетворения спорных требований кредиторов или требований кредиторов, чье местоположение невозможно установить для решения проблемы ликвидации юридических лиц с долгами.

Законодательное закрепление механизмов ответственности контролировавших ликвидированную организацию лиц, закрепление оснований такой ответственности, будет служить повышению гарантий прав кредиторов. В целях защиты прав кредиторов и фискальных интересов планируется предусмотреть возможность восстановления записи в Едином государственном реестре юридических лиц об исключенной в административном порядке организации в случае обнаружения нераспределенного имущества или неудовлетворенных требований кредиторов и проведения ликвидации на общих основаниях.