IV. Основные направления действий по реализации комплексной стратегии

IV. Основные направления действий по реализации

комплексной стратегии

15. Основными направлениями действий по решению задачи совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности по обращению с ТКО являются:

а) принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации комплексной стратегии;

б) создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы норм и правил, регулирующих деятельность по обращению с ТКО, в законодательстве Российской Федерации;

в) снижение и снятие избыточных административных барьеров в сфере обращения с ТКО;

г) поэтапное введение запрета на захоронение отходов потребления:

с содержанием органических компонентов;

без предварительной механической и химической обработки отходов и их сортировки по компонентам, подлежащим утилизации (использованию);

в объектах размещения отходов потребления, не соответствующих установленным к таким объектам экологическим требованиям;

д) установление правил к организации сбора ТКО с разделением на разные виды, включая сортировку определенной части отходов у источника образования, с целью увеличения объемов и снижения затрат на утилизацию (использование);

е) усиление ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;

ж) установление в критериях оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показателей, характеризующих деятельность по обращению с ТКО;

з) внесение дополнений в законодательство Российской Федерации с целью гармонизации требований к обращению с медицинскими отходами и с ТКО.

16. Основными направлениями действий по решению задачи создания эффективной системы управления в области обращения с ТКО являются:

а) наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации рядом полномочий по обращению с ТКО, включая:

организацию деятельности по сбору, обработке, утилизации (использованию), обезвреживанию, захоронению ТКО;

установление тарифов на обработку, тарифов на обезвреживание и тарифов на захоронение отходов ТКО;

установление норм накопления ТКО;

установление порядка сбора ТКО;

установление запрета на размещение отходов, не прошедших обработку.

б) формирование на региональном и местном уровне замкнутых циклов обращения с ТКО;

в) принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации региональных программ обращения с ТКО и другими отходами потребления, включающих:

баланс количественных характеристик образования, утилизации (использования), обезвреживания, размещения ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (с периодическим обновлением не реже, чем один раз в пять лет);

значения целевых показателей в области обращения с ТКО, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы; перечень мероприятий в области обращения с ТКО с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;

информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с ТКО;

г) принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальных схем обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами и другими отходами потребления, включающих:

источники и объемы образования твердых коммунальных (бытовых) отходов по районам;

мощности по их переработке и удалению;

сведения о потоках отходов;

баланс образования и удаления отходов;

потенциал развития мощностей;

запрет на эксплуатацию объектов по сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и размещению отходов потребления, не включенных в территориальные схемы;

д) включение в документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований объектов инфраструктуры, предоставляющих населению услуги по удалению ТКО и обеспечивающие их преимущественную утилизацию (использование);

е) установление в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации региональных индикаторов и показателей, характеризующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами.

17. Основными направлениями действий по решению задачи развития инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению ТКО являются строительство и развитие межмуниципальных:

а) транспортно-логистических объектов для предварительной подготовки ТКО к конечному удалению, включающих обустроенные площадки для сбора (в том числе раздельного) и накопления ТКО, станции перегрузки ТКО, мусоросортировочные станции;

б) центров сбора компонентов, входящих в состав ТКО, которые могут быть утилизированы (использованы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

в) объектов по утилизации (использованию) ТКО;

г) объектов по обезвреживанию ТКО для получения тепловой и электрической энергии, для получения метана при обработке органических компонентов, входящих в состав ТКО;

д) полигонов захоронения отходов потребления, соответствующим установленным к ним экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

18. Основными направлениями действий по решению задачи обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при сборе, обезвреживании и захоронении ТКО являются:

а) установление экологических и санитарно-эпидемиологических требований к сбору, обезвреживанию и размещению ТКО, а также отдельных компонентов ТКО (ртутные энергосберегающие лампы, электротехнические изделия и др.);

б) установление экологических и санитарно-эпидемиологических требований к объектам размещения отходов потребления, направленных на минимизацию воздействия на окружающую среду таких объектов;

в) выявление и ликвидация свалок и рекультивация полигонов захоронения отходов потребления, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и среды обитания.

19. Основными направлениями действий по решению задачи внедрения механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с ТКО являются:

а) экономическое стимулирование раздельного сбора ТКО и сокращения их объемов, поступающих на захоронение;

б) установление общепризнанного принципа "расширенной ответственности производителя (импортера)" товаров (продукции), подлежащих утилизации (использованию) после утраты потребительских свойств, в том числе упаковки таких товаров (продукции), подлежащие утилизации (использованию), по обеспечению их утилизации (использованию) в соответствии с нормативами утилизации (использования) отходов товаров (продукции) и установление порядка реализации данного принципа, предусматривающего альтернативность исполнения данной обязанности:

- самостоятельно: путем эксплуатации собственных мощностей по переработке или договоров на сбор, утилизацию (использование) с операторами по обращению с отходами, в том числе в объединении с иными производителями, импортерами товаров (продукции), принявших на себя обязательство по самостоятельному обеспечению утилизации (использования) отходов,

- посредством уплаты экологического взноса.

в) формирование специальных финансовых инструментов для аккумулирования финансовых средств за счет реализации принципа "расширенной ответственности производителя (импортера)" в целях субсидирования строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры по удалению ТКО;

г) установление дифференцированных земельных налогов при размещении объектов для удаления ТКО на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и на землях, находящихся в муниципальной собственности, в зависимости от назначения объекта (по сбору и утилизации (использованию), по обезвреживанию, по захоронению ТКО);

д) установление норм накопления ТКО на территориях субъектов Российской Федерации.

20. Основными направлениями действий по решению задачи совершенствования ценообразования при обращении с ТКО является:

установление раздельных тарифов на обработку, тарифов на обезвреживание и тарифов на захоронение ТКО.

21. Основными направлениями действий по решению задачи развития системы экологической и гигиенической культуры, просвещения и воспитания по вопросам обращения с ТКО являются:

а) развитие у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, ресурсосберегающего отношения при потреблении товаров (продукции), в том числе направленного на экономию материальных ресурсов;

б) внедрение инновационных методов информационной и пропагандистской работы с населением по вопросам обращения с ТКО;

в) государственная поддержка издания литературы, направленной на образование и просвещение в области обращения с ТКО;

г) формирование и повышение экологической и гигиенической культуры, начиная от воспитанников детских садов, учащихся и студентов образовательных учреждений до специалистов предприятий и организаций, а также органов государственного и муниципального управления;

д) обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически и гигиенически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической и гигиенической грамотности у обучающихся;

е) поощрение активного участия населения в мероприятиях по раздельному сбору и утилизации (использованию) ТКО.

22. Основными направлениями действий по решению задачи обеспечения сбора и представления достоверной информации о деятельности по обращению с ТКО являются:

а) нанесение на товары (продукцию) в упаковке и без упаковки специальной экомаркировки в соответствии с принятыми международными стандартами в целях:

принятия производителями решений относительно разработки новых или усовершенствования существующих товаров (продукции) и упаковки к ним;

указания предпочтительного способа удаления после употребления;

упрощения процесса раздельного сбора отходов после утраты такими товарами (продукцией) своих потребительских свойств;

б) проведение информационных и агитационных кампаний среди населения в целях повышения информированности о способах минимизации образования отходов, способах их удаления, в том числе посредством утилизации (использования);

в) организация доступа всех слоев общества к информации о межрегиональных и межмуниципальных центрах сбора компонентов, входящих в состав ТКО, которые могут быть утилизированы (использованы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

г) установление обязанности по периодической публикации предприятиями по утилизации (использованию) ТКО отчетов о проводимой ими природоохранной деятельности;

д) издание, распространение и размещение в местах массового пребывания населения информационных брошюр, листовок, плакатов, разъясняющих правила раздельного сбора ТКО;

е) совершенствование системы федерального государственного статистического наблюдения в области обращения с ТКО, включая использование единых единиц измерения (кг (т)).