II. Судебное разбирательство

2. В судебном заседании 24 октября 2013 года представитель ООО "СеверАвтоПрокат" поддержал заявление, просил признать пункт 4 Порядка не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

2.1. ООО "СеверАвтоПрокат" полагает, что вследствие установления норм пункта 4 Порядка Комиссией был изменен порядок предоставления льготы в виде полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров в качестве вклада в уставной (складочный) капитал (фонд): перечень условий применения льготы был дополнен запретом на передачу ввезенных таким образом товаров во временное пользование (аренду) другим субъектам.

Свое требование признать пункт 4 Порядка не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, ООО "СеверАвтоПрокат" основывает на том, что 6 июля 2010 года на территории Таможенного союза вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), верховенство положений которого над иными актами Таможенного союза закреплено в статье 1 Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (далее - Договор о ТК ТС) и в пункте 1 статьи 3 ТК ТС.

ООО "СеверАвтоПрокат" считает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 ТК ТС решения КТС не могут противоречить как ТК ТС, так и соответствующим международным договорам государств - членов Таможенного союза. В ТК ТС определен исчерпывающий перечень актов таможенного законодательства, которыми могут устанавливаться порядок и случаи предоставления льгот по уплате таможенных платежей: либо самим кодексом, либо международным договором. Следовательно, полагает заявитель, с даты вступления в силу ТК ТС, т.е. с 6 июля 2010 года, определение условий предоставления и использования тарифных льгот на территории Таможенного союза более не входило в компетенцию КТС. С указанной даты такой вопрос мог быть решен только путем заключения отдельного международного договора или посредством прямого урегулирования в соответствующей норме кодекса.

Данный вывод заявитель обосновывает тем, что в соответствии со статьей 30 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее - Венская конвенция), участниками которой являются все государства - члены Таможенного союза, если все участники последующего договора являются участниками предыдущего договора, то в отношениях между государствами - участниками обоих договоров предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора.

По мнению ООО "СеверАвтоПрокат", Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года (далее - Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании) является предыдущим договором, заключенным между теми же государствами-участниками по отношению к Договору о ТК ТС. Следовательно, полагает заявитель, в соответствии с правилами, установленными в статье 30 Венской конвенции, Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании должно применяться только в той мере, в которой его положения совместимы с ТК ТС.

2.2. По мнению заявителя, пункт 3 статьи 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании в той части, в которой он предоставляет Комиссии возможность определять своими актами порядок и условия применения освобождения от уплаты таможенных пошлин, конфликтует с положениями пункта 2 статьи 74 и пункта 8 статьи 200 ТК ТС.

2.3. ООО "СеверАвтоПрокат" считает, что содержание оспариваемого пункта 4 Порядка не соответствует принципу правовой определенности, поскольку предусматривает двоякое толкование. По мнению заявителя, абзац третий пункта 4 Порядка не имеет прямого отношения к абзацу первому данного пункта. Он в большей степени связан с абзацем вторым пункта 4, который предусматривает, что в случае если порядок и условия освобождения товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала, от уплаты таможенных пошлин законодательством государства - члена Таможенного союза не установлены, то тарифная льгота предоставляется в отношении товаров (за исключением подакцизных), относящихся к основным производственным фондам, при представлении в таможенный орган учредительного договора и (или) устава с указанием размера, состава, сроков и порядка внесения вкладов в уставной (складочный) капитал (фонд). Имея в виду, что данные положения абзацев второго и третьего пункта 4 Порядка представляют собой взаимосвязанные нормы, заявитель полагает, что часть этой относительно обособленной системы норм, регламентирующая порядок и условия предоставления льгот, изложена в абзаце втором, а норма, устанавливающая запрет, - в абзаце третьем, который предусматривает, что в случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

По мнению ООО "СеверАвтоПрокат", абзац первый пункта 4 Порядка предусматривает, что если порядок и условия освобождения товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала, предусмотрены национальными нормативно-правовыми актами, то правовая регламентация таких отношений обеспечивается законодательством государства - члена Таможенного союза. В данном случае отношения регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 года N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - Постановление N 883).

В то же время в правоприменительной практике Российской Федерации, по мнению ООО "СеверАвтоПрокат", сложилось иное толкование пункта 4 Порядка, согласно которому, если действия, нарушающие ограничения, установленные абзацем третьим пункта 4 Порядка, имели место после вступления в силу Решения N 728 от 15 июля 2011 года (в том числе в отношении товаров, условно выпущенных до 18 августа 2011 года), таможенный контроль на территории государств - членов Таможенного союза в отношении условно выпущенных товаров осуществляется с учетом требований, установленных абзацем третьим пункта 4 Порядка. Такой подход, по мнению ООО "СеверАвтоПрокат", приводит к дискриминации деятельности хозяйствующих субъектов, когда предоставление таможенных льгот обеспечивается двойной системой правового регулирования: позитивные условия предоставления льгот обеспечиваются национальным законодательством, при его отсутствии - законодательством Таможенного союза, а негативные условия дополняются в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза запретом на передачу рассматриваемых категорий товаров во временное пользование (аренду) другим субъектам.

По мнению ООО "СеверАвтоПрокат", указанный механизм правового регулирования не соответствует статье 4 Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, в которой установлено, что одним из важнейших принципов формирования Единого экономического пространства является принцип недискриминации участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, согласно статье 3 Договора о создании таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года запреты и ограничения импорта или экспорта не должны являться средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли.

2.4. В судебном заседании представитель ООО "СеверАвтоПрокат" отметил, что при установлении норм пункта 4 Порядка Комиссией были нарушены принципы функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также принципы деятельности КТС о недопустимости произвольного установления Комиссией как единым постоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза запретов и ограничений в сфере хозяйственной или иной предпринимательской деятельности. В соответствии со статьей 2 Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года (далее - Договор о КТС) КТС осуществляет свою деятельность на основе принципов экономической обоснованности принимаемых решений, открытости, гласности и объективности. Следовательно, по мнению ООО "СеверАвтоПрокат", любые принимаемые решения Комиссии должны основываться на детальном анализе экономической ситуации, в особенности решения, в своей основе ухудшающие положение хозяйствующих субъектов. Такие решения должны быть экономически обоснованы с точки зрения недискриминации субъектов хозяйственной или иной предпринимательской деятельности и преследовать разумную экономическую цель.

Запрет на передачу другим субъектам во временное пользование товаров, ввезенных в качестве вклада в уставной (складочный) капитал (фонд), установленный пунктом 4 Порядка, принят КТС без учета вышеназванных принципов и прямо ограничивает возможности реализации ООО "СеверАвтоПрокат" своих гражданских прав, препятствует осуществлению его основного вида деятельности - сдачи собственного имущества во временное пользование (аренду) третьим лицам, несмотря на то, что передача во временное пользование по сути не влечет ни прекращения имущественных прав хозяйствующего субъекта, ни прекращения его права собственности, ни изменения состава участников хозяйствующего субъекта.

В связи с вышеизложенным ООО "СеверАвтоПрокат" просит признать пункт 4 Порядка нарушающим его права и законные интересы в сфере хозяйственной или иной экономической деятельности и не соответствующим международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

3. ЕЭК отклонила доводы, изложенные в заявлении ООО "СеверАвтоПрокат", считая, что они не обоснованы нормами международного права и не подтверждены доказательствами.

3.1. По мнению представителя ЕЭК, довод заявителя о том, что с момента вступления в силу ТК ТС полномочия КТС определялись исключительно кодексом, не мотивирован и противоречит статье 3 Договора о КТС и пункту 1 статьи 3 ТК ТС. Договор о ТК ТС не содержит положений, ограничивающих полномочия Комиссии, предоставленные в соответствии с иными международными договорами государств - членов Таможенного союза в целях формирования договорно-правовой базы Таможенного союза (статья 6 Договора о КТС). ЕЭК полагает, что в соответствии с приложением 4 к Решению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 14 Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании является самостоятельным международным договором государств - членов Таможенного союза, составляющим договорно-правовую базу Таможенного союза.

3.2. Ответчик считает ошибочным утверждение заявителя о наличии противоречий между положениями Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании и пунктом 2 статьи 74 ТК ТС. Данная норма ТК ТС только констатирует возможность самостоятельного определения государствами - членами Таможенного союза в отдельных международных договорах видов тарифных льгот, порядка и случаев их предоставления, не ограничивая право государств-членов наделять Комиссию определенными полномочиями. Следовательно, Комиссия при установлении порядка применения тарифных льгот действовала в пределах своей компетенции, предусмотренной Договором о КТС, на основании полномочий, определенных государствами - членами Таможенного союза в Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании.

В отношении довода заявителя, основанного на положениях статьи 30 Венской конвенции, ЕЭК отметила, что указанные положения не имеют отношения к определению полномочий КТС, поскольку касаются прав и обязанностей государств - участников последовательно заключенных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу (пункт 1 статьи 30 Венской конвенции).

3.3. В отношении содержания норм пункта 4 Порядка, их правовой определенности представитель ЕЭК отметил, что Решение N 728 - это сочетание позиций всех государств - участников Таможенного союза. Каждое государство посчитало возможным сохранить существующие в нем порядок и условия только при вхождении товара на территорию Таможенного союза. Что касается вопроса о возможных нарушениях процедуры условного выпуска товара, то в целях единообразного применения унифицированных условий отмены предоставленных льгот было принято Решение N 728.

По мнению представителя ЕЭК, анализ действующего законодательства государств - членов Таможенного союза показывает, что до принятия Решения N 728 вопрос отмены льгот регулировался Декретом Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 года N 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)", в пункте 2 которого указывалось, что при осуществлении организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на технологическое оборудование, ввезенное с освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость, либо при передаче такого технологического оборудования во временное пользование наступают обязательства по таможенным платежам. Впоследствии подобное правоположение было распространено на территорию Таможенного союза при единогласном одобрении членами Таможенного союза подобного ограничения.

3.4. По мнению представителя ЕЭК, Комиссией при принятии пункта 4 Порядка были соблюдены принципы функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства в целом.

4. В судебном заседании 24 октября 2013 года также были заслушаны поступившие заключения по вопросу компетенции КТС в части определения условий предоставления и использования тарифных льгот на территории государств - участников Таможенного союза.

4.1. В письме Министерства юстиции Республики Беларусь сообщается, что выдача заключений по вопросу компетенции КТС в определении условий предоставления и использования тарифных льгот на территории государств - участников Таможенного союза в компетенцию Министерства юстиции Республики Беларусь не входит.

4.2. В письме Министерства юстиции Российской Федерации отмечается, что Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации полномочием по разъяснению законодательства в таможенной сфере не наделено, в связи с чем не может рассматриваться в качестве компетентного органа в таможенной сфере. Вместе с тем по вопросу реализации пункта 4 Порядка Министерство юстиции Российской Федерации представило позицию Федеральной таможенной службы Российской Федерации, сформулированную в письме "О применении Решения N 728 Комиссии Таможенного союза" от 28 мая 2012 года N 23-20/26488.

4.3. Федеральная таможенная служба Российской Федерации исходит из того, что на основании пункта 4 Порядка, вступившего в силу 18 августа 2011 года, товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.

Таким образом, по мнению Федеральной таможенной службы Российской Федерации, если действия, нарушающие ограничения, установленные абзацем третьим пункта 4 Порядка, имели место после вступления в силу Решения N 728 (в том числе в отношении товаров, условно выпущенных до 18 августа 2011 года), таможенный контроль в отношении условно выпущенных товаров осуществляется с учетом требований, установленных абзацем третьим пункта 4 Порядка.

Решение N 728 не содержит переходных положений в отношении товаров, выпущенных условно и находящихся под таможенным контролем, в случаях выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации или передачи таких товаров во временное пользование до вступления в силу указанного Решения.

В связи с этим, как указывает Федеральная таможенная служба Российской Федерации, таможенный контроль в отношении таких товаров производится в части выполнения условий, установленных пунктом 2 Постановления N 883, без учета положений абзаца третьего пункта 4 Порядка.

4.4. В заключении юридического факультета Белорусского государственного университета отмечается, что участие в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации регулируется рядом международных договоров, в частности, Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании, которое допускает предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала.

Решение N 130 также допускает предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), в порядке, предусмотренном законодательством государств - участников Таможенного союза (подпункт 7.3 пункта 7).

Как отмечено в заключении, Порядок разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 6 и подпунктом 5) пункта 1 статьи 8 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании и действует в настоящее время в редакции Решения Совета ЕЭК от 19 марта 2012 года N 9 "О внесении изменений и дополнений в отдельные решения Комиссии Таможенного союза по вопросам освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины отдельных категорий товаров".

6 октября 2007 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, учредили Комиссию Таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, основной задачей которой является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза. Комиссия в пределах своих полномочий вправе принимать решения, имеющие обязательный характер для Сторон названного Договора.

Таким образом, в заключении делается вывод о том, что пункт 4 Порядка не противоречит нормам таможенного законодательства, в том числе Договору о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года.

4.5. В заключении Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова указывается, что в соответствии с пунктом 2 статьи 74 ТК ТС порядок и случаи предоставления тарифных льгот определяются в соответствии с Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Подпункт а) пункта 1 статьи 2 Венской конвенции устанавливает, что договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Договор может называться конвенцией, соглашением, пактом, хартией, уставом. В связи с чем оспаривание пункта 4 Порядка необоснованно.

5. В судебном заседании 24 октября 2013 года были исследованы письменные документы: материалы камеральной таможенной проверки ООО "СеверАвтоПрокат", приложенные к ним судебные акты национальных судов, учредительные документы ООО "СеверАвтоПрокат", ООО "Северный экспресс".

5.1. В ходе исследования учредительных документов ООО "СеверАвтоПрокат", ООО "Северный экспресс" и материалов камеральной таможенной проверки N 10203000/400/130213/Т0061/1 от 13 февраля 2013 года выявлен тот факт, что гражданин Макаридин А.В. является соучредителем ООО "СеверАвтоПрокат" и ООО "Северный экспресс", заключивших между собой договоры аренды автотранспортных средств от 1 ноября 2012 года, а также индивидуальным предпринимателем, заключившим договоры аренды автотранспортных средств от 2 октября 2011 года и 13 декабря 2011 года с ООО "СеверАвтоПрокат".

5.2. Исследование дополнительных материалов, поступивших из Архангельской таможни, в частности решения Арбитражного суда Архангельской области и постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда, показало, что обращение ООО "СеверАвтоПрокат" в национальные суды не имело положительного результата.

5.2.1. Так, ООО "СеверАвтоПрокат" обращалось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов - решения Архангельской таможни по результатам камеральной таможенной проверки N 10203000/400/130213/Т0061/1 от 13 февраля 2013 года и требования об уплате таможенных платежей N 3 от 15 февраля 2013 года.

Заявление ООО "СеверАвтоПрокат" в Арбитражный суд Архангельской области было мотивировано тем, что согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ТС и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза. В связи с этим, по мнению заявителя, согласно правилам действия актов таможенного законодательства во времени, установленным ТК ТС, к отношениям по ввозу указанных автобусов, в том числе при определении порядка и условий их использования на территории Российской Федерации, а также применимых запретов и ограничений на пользование и распоряжение автобусами, должны применяться положения Таможенного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия (регистрации) таможенным органом соответствующей таможенной декларации, и Постановления N 883. В пункте 2 указанного Постановления предусмотрен запрет на реализацию товаров как единственное условие, нарушение которого влечет обязанность по уплате условно начисленных таможенных платежей, тогда как передача таких товаров в аренду разрешалась и не влекла отмену льготы. Как акт таможенного законодательства меньшей юридической силы Решение N 728 подчиняется правилам действия актов таможенного законодательства во времени, установленным ТК ТС. В силу этого, как указано заявителем в обращении в Арбитражный суд Архангельской области, Решение N 728 и утвержденный им Порядок подлежат применению только к тем товарам, таможенные декларации по которым приняты (зарегистрированы) таможенными органами после 18 августа 2011 года. В пункте 4 Порядка, устанавливающем правила действия этого акта во времени, оговорки о придании Решению N 728 обратной силы отсутствуют, равно как и специальные правила (переходные положения) в отношении товаров, таможенная декларация по которым принята (зарегистрирована) таможенными органами до вступления Решения N 728 в силу.

Арбитражный суд Архангельской области признал действительными ненормативные правовые акты - решение Архангельской таможни по результатам таможенной проверки N 10203000/400/130213/Т0061/1 от 13 февраля 2013 года, требование об уплате таможенных платежей N 3 от 15 февраля 2013 года, и отказал ООО "СеверАвтоПрокат" в удовлетворении заявления.

Арбитражный суд Архангельской области констатировал, что с учетом части первой статьи 3 ТК ТС, предусматривающей, что решения КТС составляют в том числе таможенное законодательство Таможенного союза, Решение N 728 подлежит в данном случае применению и к товарам, условно выпущенным до его вступления в силу, если действия, нарушающие ограничения, установленные в пункте 4 Порядка, имели место после вступления вышеуказанного Решения КТС в силу. Арбитражный суд Архангельской области в обоснование своих выводов ссылается, кроме прочего, на письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 28 мая 2012 года N 23-20/26488 "О применении Решения N 728 Комиссии Таможенного союза", в котором разъясняется, что если действия, нарушающие ограничения, установленные в абзаце третьем пункта 4 Порядка, имели место после вступления в силу Решения N 728 (в том числе в отношении товаров, условно выпущенных до 18 августа 2011 года), таможенный контроль в отношении условно выпущенных товаров осуществляется с учетом требований указанного абзаца.

5.2.2. ООО "СеверАвтоПрокат" обращалось в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой об отмене решения Арбитражного суда Архангельской области от 30 апреля 2013 года и удовлетворении заявленных требований. Постановлением от 6 сентября 2013 года Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2211/2013, указав, что судом первой инстанции правомерно сделаны выводы по всем позициям.