4.3. Выводы Апелляционной палаты Суда

Апелляционная палата Суда, проанализировав выводы Коллегии Суда о взаимозависимости и взаимосвязанности положений пункта 4 Порядка, свидетельствующих о правовой определенности в регулировании правоотношений по установлению порядка и условий предоставления и применения рассматриваемой тарифной льготы, отмечает следующее.

Абзацем первым пункта 4 Порядка предусмотрено, что товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.

В силу абзаца второго пункта 4 Порядка, если порядок и условия освобождения таких товаров от уплаты таможенных пошлин не установлены законодательством государства - члена Таможенного союза, то применяются порядок и условия, установленные настоящим пунктом.

В соответствии со статьей 11 Регламента Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденного решением Суда Евразийского экономического сообщества от 12 июля 2012 года N 21, Суд, рассматривая дело, применяет принципы и нормы права так, как они были истолкованы в предыдущих решениях Суда.

Решением Большой коллегии Суда от 10 июля 2013 года N 1-6/1-2013, принятым по запросу Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, установлено, что в силу статей 3, 6 Договора о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 года, статей 6, 8 Соглашения Комиссия Таможенного союза наделена полномочиями, добровольно ей переданными государствами - членами Таможенного союза, по установлению порядка применения тарифных льгот, предусмотренных статьей 5 Соглашения.

Учитывая положения статей 1, 2 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, Соглашения и Протокола о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года, Большая коллегия Суда по вышеуказанному делу констатировала, что государства - члены Таможенного союза взяли на себя обязательство о единообразном регулировании режима освобождения от уплаты таможенных пошлин с тем, чтобы в соответствии с требованиями Таможенного союза устранить различия в отношении цели и условий применения тарифных льгот, позволить всем хозяйствующим субъектам пользоваться равными возможностями на единой таможенной территории Таможенного союза.

При рассмотрении дела по заявлению ООО "Джекпот" N 1-7/5-2013 об оспаривании отдельных положений пункта 4 Порядка Коллегия Суда, а также Апелляционная палата Суда пришли к мнению, что пункт 4 Порядка содержит как нормы, отсылающие к национальному законодательству государств - членов Таможенного союза (абзац первый), так и нормы прямого действия (абзац второй и третий).

Установленное пунктом 4 Порядка двухуровневое регулирование применения тарифных льгот возможно в интеграционных объединениях, особенно на начальном этапе их существования. Неопределенность применения механизма освобождения товаров от уплаты таможенных пошлин не позволяет обеспечить единообразное применение тарифных льгот на территории Таможенного союза, в связи с чем требуется более четкое определение позиций ЕЭК по устранению правовой неопределенности в уровнях правового регулирования порядка предоставления тарифных льгот.

Принимая во внимание указанные правовые позиции Суда, Апелляционная палата Суда соглашается с выводом Коллегии Суда о приоритетности и совершенности единого международного правового регулирования правоотношений, связанных с предоставлением тарифных льгот.

При этом существующая конструкция нормы пункта 4 Порядка, позволяющая применять сложившийся национальный механизм данных отношений, не вполне отвечает принципу единообразного регулирования правоотношений в области установления и применения тарифных льгот в Таможенном союзе и не позволяет всем хозяйствующим субъектам пользоваться равными возможностями на единой таможенной территории Таможенного союза.

Согласно статье 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и только в части, не урегулированной таким законодательством, допускается применение законодательства государств - членов Таможенного союза.

Заявитель соглашается, что абзац третий пункта 4 Порядка и постановление N 883 регулируют один и тот же вопрос об ограничениях в использовании товара, ввезенного с предоставлением тарифной льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины. При этом ООО "СеверАвтоПрокат" ошибочно отдает приоритет применению нормы права национального законодательства Российской Федерации, полагая, что прямое регулирование данного вопроса нормой пункта 4 Порядка может осуществляться исключительно в целях восполнения пробелов в национально-правовом регулировании. Такой подход прямо противоречит императивным установлениям статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Анализ конструкции пункта 4 Порядка позволяет сделать вывод о правовой определенности по вопросу регулирования исследуемых правоотношений на уровне Таможенного союза. Так, в абзаце первом пункта 4 Порядка для всех участников правоотношений в равной мере установлено правило, что товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставной (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза. Само по себе данное положение не содержит какую-либо неопределенность.

Наличие единой тарифной льготы в виде освобождения юридических лиц от уплаты таможенных пошлин и регламентация порядка и условий ее предоставления, а также ограничений по пользованию товаром, предусмотренные пунктом 4 Порядка, не оспаривается сторонами. Заявитель указывает лишь на возможность различных условий и порядка предоставления и применения таможенной льготы, включая в них возможность передачи товаров во временное пользование третьим лицам.

Следует отметить, что разнообразная правовая урегулированность таможенных и тарифных отношений характерна в конкретном случае лишь для правовых систем национальных государств и только по вопросам механизма и порядка предоставления тарифных льгот, что не затрагивает и не характеризует правовую регламентацию использования товаров при предоставлении тарифной льготы законодательством Таможенного союза. Данный вывод Коллегии Суда не противоречит тому, что тарифная льгота, условия и порядок предоставления которой урегулированы пунктом 4 Порядка, охватывает всех хозяйствующих субъектов государств - участников Таможенного союза в одинаковой мере.

Осознавая необходимость единообразного регулирования не только самой льготы и ограничений в использовании товаров, но и условий и порядка ее предоставления, Коллегия Суда в решении от 31 октября 2013 года по делу N 1-7/5-2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Джекпот" констатировала важность принятия таможенного законодательства на уровне Таможенного союза в целях устранения правовой неопределенности в уровнях правового регулирования порядка предоставления тарифных льгот. Однако эта правоинициативная позиция Суда не опровергает вывод Коллегии Суда о правовой определенности предмета регулирования пункта 4 Порядка на уровне межгосударственных отношений, а также его соответствия международным договорам, заключенным в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Абзац второй пункта 4 Порядка с правовой определенностью регулирует в рамках Таможенного союза вопросы порядка и условий освобождения указанных товаров от уплаты таможенных пошлин, если такой порядок не установлен в национальном законодательстве государств - участников Таможенного союза. Нормы, регулирующие порядок и условия предоставления тарифной льготы, были применены в отношении Заявителя на стадии ввоза товаров.

Абзац третий пункта 4 Порядка устанавливает единые на всей территории Таможенного союза правила о том, что в случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Апелляционная палата считает, что эти ограничения являются определенными и едиными для всех хозяйствующих субъектов государств - участников Таможенного союза, применяются непосредственно со дня принятия Порядка и не зависят от наличия (отсутствия) соответствующих правовых норм в национальных государствах.

Следует отметить, что абзац третий пункта 4 Порядка устанавливает три ограничения для юридического лица, несоблюдение которых влечет обязательство по уплате таможенных пошлин. Этот перечень ограничений, влекущий обязательство по уплате таможенной пошлины, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Заявитель не оспаривает такие основания возникновения обязательств по уплате пошлины, как выход иностранного лица из состава учредителей, а также совершение сделки, предусматривающей переход права собственности на товар, ввезенный с использованием тарифной льготы. Под сделкой, предусматривающей переход права собственности на товар, понимается одновременная передача в единстве и совокупности всех элементов права собственника другому хозяйствующему субъекту, а не отдельных его составляющих. Предметом спора является лишь возможность передачи юридическим лицом, получившим тарифную льготу, таких товаров во временное пользование (аренду) третьим лицам без перехода права собственности. С этой точки зрения анализ юридических последствий передачи прав на отдельные элементы права собственности не охватывается требованиями Заявителя и не оценивается Апелляционной палатой Суда.

В абзаце третьем пункта 4 Порядка представлены все структурные элементы нормы права, что позволяет сделать вывод о его автономности и самостоятельности по регулированию не условий и порядка предоставления тарифной льготы, а ограничений по пользованию товаром.

Гипотезой является факт предоставления юридическому лицу тарифной льготы в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров из третьих стран. Диспозицией служат правила правомерного (должного) поведения, то есть исключение факта передачи таких товаров во временное пользование (аренду). Нарушение этого предписания влечет обязательство юридического лица уплатить таможенные пошлины, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, и ответственность, установленную государством.

Указанное конструктивное построение абзаца третьего пункта 4 Порядка свидетельствует о наличии всей совокупности элементов правовой нормы, необходимых для самостоятельного ее применения в отрыве от первого и второго абзацев. Более того, абзац третий имеет обособленную временную стадию действия, когда тарифная льгота уже предоставлена в соответствии с абзацем первым или вторым и используется хозяйствующим субъектом.

Абзацы первый и второй пункта 4 Порядка касаются порядка предоставления льготы при осуществлении первоначального декларирования товаров таможенному органу в целях получения тарифной льготы. Условия использования тарифной льготы после ее предоставления таможенным органом установлены в абзаце третьем пункта 4 Порядка и включают в себя определенные ограничения по пользованию и распоряжению указанной категорией товаров. Такие ограничения являются едиными для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих экономическую деятельность на территории Таможенного союза, чем обеспечивается единообразное правовое регулирование.

В этой связи абзац третий пункта 4 Порядка является самостоятельной, не обусловленной абзацами первым и вторым пункта 4 Порядка нормой прямого действия международного права и должен применяться непосредственно всеми государствами - членами Таможенного союза в отношении товаров, ввезенных как до, так и после принятия этих ограничений.

Предлагаемая Заявителем трактовка пункта 4 Порядка, позволяющая государствам - членам Таможенного союза самостоятельно устанавливать различные ограничения в отношении не условий и порядка предоставления, а использования товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал с предоставлением тарифной льготы, не соответствует принципу единого таможенно-тарифного регулирования.

Довод Заявителя о том, что абзац третий пункта 4 Порядка противоречит постановлению N 883 и приоритет применения должен быть за нормой национального законодательства, не согласуется с принципами международного права.

Так, согласно статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее - Венская конвенция) участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.

Предположение о том, что нормы абзацев второго и третьего пункта 4 Порядка должны применяться только в тех случаях, когда национальное законодательство государств - членов Таможенного союза не регулирует порядок предоставления льготы, не основано на полномочиях Комиссии Таможенного союза. В решении Большой коллегии Суда от 10 июля 2013 года по делу N 1-6/1-2013 по запросу Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь о применении отдельных положений решений Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", от 15 июля 2011 года N 728 "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза" разъяснено, что государства - члены Таможенного союза создали Комиссию как регулирующий орган, обладающий наднациональными функциями, добровольно переданными Сторонами, с правом принятия решений, имеющих обязательный характер на территории Таможенного союза.

Соглашением на таможенной территории государств - членов Таможенного союза определен порядок установления единой системы ставок таможенных пошлин в виде Единого таможенного тарифа, установлены принципы и виды тарифных льгот, предоставляемых в отношении товаров, ввозимых на единую таможенную территорию государств - членов Таможенного союза. Статьями 6, 8 Соглашения Стороны добровольно передали Комиссии полномочия по ведению Единого таможенного тарифа, установлению порядка применения тарифных льгот, предусмотренных статьей 5 Соглашения, и порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин. Пунктом 2 статьи 6 Соглашения государства - члены Таможенного союза определили, что предоставление тарифных льгот, не предусмотренных Соглашением, будут регулироваться Сторонами дополнительно. В развитие Соглашения Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация статьей 2 Протокола о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года дополнительно наделили Комиссию функцией по установлению порядка применения тарифных льгот при ввозе товаров на таможенные территории государств Сторон или на единую таможенную территорию государств - членов Таможенного союза в случаях, не предусмотренных статьей 5 и пунктом 1 статьи 6 Соглашения, указав, что применение данных льгот осуществляется исключительно на основании решений Комиссии, принимаемых консенсусом.

Отсылочная (бланкетная) норма абзаца первого пункта 4 Порядка о том, что товары, ввозимые из третьих стран, освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза, не лишает Комиссию права самостоятельно регулировать вопросы обязательственных отношений хозяйствующих субъектов при несоблюдении ограничений по использованию тарифной льготы. В соответствии с Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" в Таможенном союзе регулирование вопросов таможенных льгот и тарифов передано государствами-участниками в исключительное ведение Таможенного союза. Нормативные правовые акты национальных государств по вопросам таможенно-тарифного регулирования, входящие в прямое противоречие нормам таможенного законодательства, принятым на уровне Таможенного союза, применению не подлежат.

Доводы Заявителя о правовой неопределенности пункта 4 Порядка носят теоретический, формальный характер и не являются основанием для отмены оспариваемого решения Коллегии Суда.

Таким образом, Апелляционная палата Суда считает первый довод жалобы подлежащим отклонению.