4. Реальность бюджетного планирования - непременное условие решения проблемы неплатежей

4. Реальность бюджетного планирования -

непременное условие решения проблемы неплатежей

Дополнительным фактором роста неплатежей является неполное выполнение государством своих финансовых обязательств, в частности, бюджетных ассигнований на оплату госзаказов, содержание социальной сферы, армии, на субвенции дотационным регионам. Цепная реакция неплатежей, по оценкам, мультиплицирует их первоначальную сумму в 4 - 5 раз, порождает порочный круг - сокращение бюджетных ассигнований - рост неплатежей - спад производства - уменьшение налоговой базы.

В январе - мае 1997 г. состояние бюджетной системы оставалось достаточно напряженным. Предпринятые правительством мероприятия в бюджетной сфере по сокращению бюджетного дефицита позволили сократить его уровень по отношению к ВВП. Если в I квартале 1997 г. отмечалось нарастание бюджетного дефицита по отношению к ВВП с 1,7 до 3,8%, то к началу июня бюджетный дефицит был снижен до 3,5% ВВП и достиг планового уровня. В то же время его уровень по отношению к расходам федерального бюджета превышал плановые показатели на 6,8 процентного пункта и составил 24,8%.

Основными причинами столь существенного недобора доходов в федеральный бюджет, по мнению Минфина России, являются, во-первых, непринятие до настоящего времени Советом Федерации Федерального Собрания Закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", предусматривающего отмену льгот по налогу на добавленную стоимость по технологическому оборудованию и отдельным видам транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации, а также некоторое ограничение льготы по жилищному строительству и переход на расчеты за отгруженную продукцию с использованием счетов - фактур. Во-вторых, задержка по срокам введения налога на доходы от государственных ценных бумаг, связанная с принятием Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль". В-третьих, внесение Государственной Думой изменений и дополнений в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, относящих платежи в бюджет к четвертой очереди списания средств со счетов налогоплательщиков.

Сокращение возможных налоговых поступлений в 1997 г. связано также и с включением Государственной Думой в Закон "О федеральном бюджете на 1997 г." нормы, предусматривающей проведение реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет, образовавшейся на 1 января 1997 г., и разрешающей погашение такой задолженности в срок до 10 лет.

Сложная ситуация с исполнением доходной части бюджета привела к тому, что собранных за анализируемый период средств оказалось недостаточно для исполнения расходной части федерального бюджета в утвержденных объемах. На 01.06.97 расходы федерального бюджета были профинансированы на 27,5% к годовому плану (по состоянию на 01.06.96 - 28,7%).

При этом расходные статьи финансировались крайне неравномерно. К плановому уровню были близки такие статьи, как "Международная деятельность" (68,6%) и "Социально - культурные мероприятия" (44,2%).

В части расходов федерального бюджета наибольшее недофинансирование отмечалось по статьям "Сельское хозяйство и рыболовство" (83,9%) и "Промышленность, энергетика и строительство" (82,3%). За соответствующий период прошлого года недофинансирование по этим статьям составило соответственно 69,7 и 85,7%.

На состояние государственных финансов, по мнению Банка России, также, несомненно, повлияет и принятие Налогового кодекса, регламентирующего права и обязанности налогоплательщиков и способствующего укреплению доходной базы государственного бюджета.

Программа сокращения бюджетного дефицита (в первую очередь за счет пополнения его доходной части) может сыграть главную роль в решении проблемы неплатежей, поскольку сократит объем неисполненных обязательств правительства перед экономикой - предприятиями и населением.

Перечисленные меры по управлению государственным внутренним долгом создадут возможность переориентации свободных денежных средств в реальный сектор экономики.

Как известно, одним из главных путей пополнения доходной части бюджета является повышение уровня собираемости налогов. Существующая в настоящее время законодательная и нормативная база налоговой системы в большей своей части сложна и запутанна, поэтому руководителям предприятий трудно связать воедино все существующие законодательные и нормативные акты.

Кроме того, многие нормативные документы подвергаются фактически ежеквартальным изменениям (причем часто вводящимся задним числом), что становится трудноразрешимой проблемой для большинства предприятий в части профессионального ведения учета. Все это создает условия, позволяющие предприятиям и организациям снижать уровень налоговых платежей, а подчас и полностью уходить от налогообложения. Введение нового Налогового кодекса позволит устранить многие из существующих в этой части проблем.

Налоговые поступления в доходах консолидированного бюджета составляют свыше 85%, из них на долю налогов с юридических лиц приходится около 70%. Поэтому вопрос о полном обеспечении доходами федерального бюджета текущих расходов тесно связан с финансовой, а следовательно, и с налоговой политикой предприятий реального сектора.

Ухудшение финансового положения производителей стало основным фактором сужения налоговой базы государства и соответственно сокращения налоговых поступлений в бюджет. Следствием этого стали усиление давления государственного долга на кредитные ресурсы банков, распространение денежных суррогатов, эмитируемых центральными и региональными властями, сокращение государственных расходов на поддержку экономики, фундаментальной науки и др.

Стремление производителей всех форм собственности уйти от налогообложения (по данным Минфина России, прямое сокрытие налогов составляет 20% от суммы всех налоговых поступлений) приводит к постоянным срывам в выполнении расходных статей федерального и региональных бюджетов.

Причем существует множество способов ухода от уплаты налогов, не нарушающих существующего законодательства, что свидетельствует о пробелах в существующих законах. Количественные и качественные параметры сокращения налоговых отчислений зависят от квалификации главных бухгалтеров предприятий, использования предприятиями специализирующихся на этом консалтинговых фирм, подразделений коммерческих банков и др.

В сложившейся практике обязательства перед бюджетом возникают при всех формах расчетов независимо от фактического получения предприятием денег.

Выходом из такого положения для многих предприятий стала работа на условиях 100%-ной предоплаты. Однако, работая при этом условии, используя наличные, а не кредитные деньги, можно обеспечить только очень небольшую степень загрузки уже действующих производственных мощностей.

Рассматривая различные аспекты проблемы неплатежей, нельзя обойти и такой сложный вопрос, как налогообложение банков.

Руководство Банка России неоднократно обращало внимание на то, что внесенный в Государственную Думу проект Налогового кодекса предусматривает для кредитных организаций такой порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам, который, по сути, исключает интерес банков к работе с нефинансовым сектором.

Другим неприемлемым, с точки зрения Банка России, положением проекта является пункт о взимании налога на прибыль банков на альтернативной основе, т.е. исчисление налога либо от величины прибыли, либо от стоимости активов, исходя из того, какая сумма больше. Совершенно ясно, что взимание налога с убыточных банков не только не даст бюджету реальных дополнительных доходов, но и поставит под угрозу их способность выполнять свои обязательства перед кредиторами и вкладчиками.

Несовершенство налогового законодательства, его жесткая фискальная основа, когда сиюминутное поступление налогов становится главной целью, даже в ущерб будущему развитию экономики, создает дополнительные стимулы для уклонения производителей от уплаты налогов. Стремление к сокрытию налогов порождает использование наличных денег в расчетах, что в свою очередь создает криминогенную обстановку.