Перечень знаний, умений и навыков врача-гериатра

По окончании обучения врач-гериатр должен знать:

- законодательство Российской Федерации по вопросам организации геронтологической, геронтопсихиатрической помощи;

- принципы социальной гигиены, биосоциальные аспекты здоровья, болезни и старения;

- законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;

- историю геронтологии и гериатрии;

- демографические, социально-гигиенические, социологические, социально-психологические проблемы старения и долголетия;

- законодательство Российской Федерации в сфере социальной защиты граждан;

- особенности здоровья населения пожилого и старческого возраста и методы его изучения;

- влияние на здоровье и продолжительность жизни населения социально-экономических и социально-гигиенических факторов;

- общие вопросы и принципы организации гериатрической помощи;

- взаимодействие медицинских организаций с органами социальной защиты и общественными организациями;

- роль врача общей практики (семейного врача) в гериатрической службе;

- медицинские организации и организации социальной защиты: гериатрические больницы, отделения, дома-интернаты, гериатрические центры, группы дневного пребывания, негосударственные структуры, хосписы;

- социально-гигиенические аспекты инвалидности лиц пожилого возраста;

- медико-социальную характеристику контингента инвалидов пожилого возраста;

- новые методологические подходы к определению ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности;

- международную классификацию нарушений жизнедеятельности и социальной недостаточности;

- классификацию и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

- порядок и условия признания инвалидности у граждан пожилого возраста;

- организационно-правовые аспекты медико-социальной экспертизы лиц пожилого возраста;

- особенности медико-социальной экспертизы лиц пожилого возраста, процедуру и порядок освидетельствования граждан пожилого возраста в бюро медико-социальной экспертизы;

- организационно-методические, теоретические основы реабилитации лиц пожилого возраста;

- виды реабилитации лиц пожилого возраста: медицинскую реабилитацию, профессиональную реабилитацию, социальную, психологическую реабилитацию;

- особенности реабилитации лиц пожилого возраста при различных заболеваниях (системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения, заболеваниях мочевыделительной системы);

- пути формирования в отечественном естествознании представлений о сущности старения, современные геронтологические концепции, теории старения;

- роль возрастных изменений энергетического обмена, углеводного обмена и его регуляции у пожилых пациентов, в развитии сахарного диабета и атеросклероза;

- возрастные особенности обмена липидов и его регуляцию;

- особенности синтеза белков при старении;

- возрастные особенности иммунной системы, ее роль в сохранении структурной и функциональной целостности организма;

- закономерности изменений системы иммунитета при старении; связь возрастных изменений иммунитета с патологическими процессами в старости: инфекционными болезнями, опухолями и иными заболеваниями;

- особенности структурно-функциональных изменений органов и систем в пожилом и старческом возрасте;

- гипоксию в пожилом и старческом возрасте, механизмы ее развития, средства и методы борьбы с гипоксическими состояниями в старости;

- возрастные изменения нервной системы и нервной регуляции при старении;

- возрастные изменения микроциркуляции, мозгового и спинального кровотока;

- личностные особенности стареющего организма;

- особенности возрастных изменений органа зрения, слуха, кожи;

- атрофические и гиперпластические изменения костной ткани, остеопороз;

- значение алиментарного фактора в развитии геронтологической патологии (атеросклероза, сахарного диабета, остеопороза, развитии анемии);

- герофармакологию - особенности клинической фармакологии и тактики применения лекарственных препаратов у пожилых пациентов с учетом полиморбидности, лекарственных взаимодействий, нежелательных эффектов лекарственных препаратов;

- фармакокинетику и фармакодинамику различных групп лекарственных препаратов (гиполипидемических, гипотензивных, диуретиков, сердечных гликозидов, бронхолитиков, антибиотиков);

- показания и противопоказания к назначению различных групп препаратов;

- основы профилактической геронтологии и гериатрии;

- диетотерапию в пожилом и старческом возрасте при различных заболеваниях;

- основные принципы немедикаментозных методов лечения и лечебной физкультуры у геронтологических больных;

- показания и противопоказания к назначению различных методов физиотерапии (электролечение, гальванизация и лекарственный электрофорез, динамические токи, синусовые и модульные токи, магнитотерапия) у пожилых пациентов;

- геропротекторную терапию;

- особенности течения болезней органов дыхания в пожилом и старческом возрасте;

- особенности течения болезней сердечно-сосудистой системы в пожилом и старческом возрасте;

- особенности течения ревматических заболеваний в пожилом и старческом возрасте;

- особенности течения болезней органов пищеварения в пожилом и старческом возрасте;

- болезни почек в пожилом и старческом возрасте, особенности течения;

- болезни органов кроветворения в пожилом и старческом возрасте;

- болезни эндокринной системы в пожилом и старческом возрасте;

- тромботические состояния у пожилых пациентов;

- хирургические болезни в пожилом и старческом возрасте;

- основы теоретической и клинической онкологии в гериатрической практике;

- общие принципы, методы клинической диагностики заболеваний нервной системы у лиц пожилого и старческого возраста;

- клинические проявления острого нарушения мозгового кровообращения.

По окончании обучения врач-гериатр должен уметь:

- организовывать работу по оказанию геронтологической помощи на вверенной территории;

- собирать жалобы и анамнез заболевания и жизни больного по всем системам организма;

- проводить полное физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);

- сформулировать предварительный диагноз и составить план лабораторного и инструментального обследования;

- интерпретировать результаты обследования;

- определять функциональное состояние пораженных органов и систем клинически и с помощью дополнительных лабораторно-инструментальных методов исследования;

- проводить дифференциальный диагноз;

- сформулировать окончательный диагноз в соответствии с современными руководствами по диагностике и лечению заболеваний и МКБ;

- оценивать тяжесть состояния больного, учитывая атипичность клинической картины и полиморбидность, характерную для пожилых пациентов;

- составлять план проведения лечения (медикаментозного и немедикаментозного) при различных заболеваниях с учетом особенностей этиопатогенеза заболевания, особенностей фармакодинамики и фармакокинетики у пожилого человека;

- определять минимальное количество препаратов для получения максимального клинического эффекта, исключить полипрагмазию в связи с возможностью побочных и токсических эффектов при назначении большого количества препаратов;

- проводить дифференциальную диагностику коматозных состояний и оказывать первую врачебную помощь, определять учреждение для дальнейшей транспортировки пациента;

- диагностировать неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой и иных систем организма;

- оказывать врачебную помощь, подготовить больного для транспортировки в соответствующую медицинскую организацию;

- составлять план реабилитационных мероприятий при различных заболеваниях с учетом возрастных особенностей, оценить реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз;

- составлять индивидуальную программу реабилитации пожилому пациенту, имеющему инвалидность и организовать контроль за его выполнением;

- интерпретировать методы обследований при заболеваниях почек: рентгенография почек, ультразвуковое исследование почек, клинические и биохимические исследования крови, исследования общего анализа мочи, пробы Зимницкого, Нечипоренко, Реберга;

- руководствоваться основными принципами диагностики, тактики лечения, профилактики болезней почек;

- интерпретировать методы обследования при заболеваниях крови: изменения периферической крови, результаты стернальной пункции;

- руководствоваться основными принципами лечения болезней крови с особенностями лечебной тактики при различных гематологических заболеваниях у пожилых.

По окончании обучения врач-гериатр должен владеть навыками:

- расчета клиренса лекарственных препаратов;

- составления рациональной диеты для пожилого пациента;

- регистрации и расшифровки электрокардиограммы (далее - ЭКГ);

- исследования функции внешнего дыхания (пикфлоуметрия, спирография, пульсоксиметрия);

- интерпретации методов обследования при заболеваниях сердечно-сосудистой системы: эхокардиографического (далее - ЭХОКГ), холтеровского мониторирования электрокардиограмм, суточного мониторирования артериального давления (далее - СМАД), велоэргометрии;

- диагностики, дифференциальной диагностики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы у пожилых;

- интерпретации результатов обследований при заболеваниях легких: рентгено- и томография легких, функция внешнего дыхания, оксигенация крови, давление в легочной артерии;

- клинической диагностики, лечения бронхолегочных заболеваний;

- интерпретации результатов обследования при заболеваниях желудочно-кишечного тракта: фиброгастродуоденоскопия (далее - ФГДС); рентгенография желудка (далее - R-графия желудка), pH-метрия верхних отделов пищеварительного тракта (далее - внутрижелудочная pH-метрия), анализы крови, мочи, биохимических исследований у гастроэнтерологических больных;

- оценки комплексного обследования и лечебной тактики при заболеваниях костно-мышечной системы, патологии ларингооторинология (далее - ЛОР), глазных болезней, неврологических болезней, ревматических болезнях в практике врача гериатра;

- записи и расшифровки электрокардиограммы;

- записи и расшифровки спирограммы;

- проведения дефибрилляции;

- удаления инородного тела из дыхательных путей;

- оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе при остром коронарном синдроме (нестабильной стенокардии); остром инфаркте миокарда и его осложнениях;

- купирования приступов пароксизмальной тахикардии (предсердной, наджелудочковой и желудочковой форм), трепетании предсердий, фибрилляции предсердий;

- оказания экстренной медицинской помощи при: атриовентрикулярной блокаде, синоаурикулярной блокаде, синдроме слабости синусового узла;

- проведения плевральной пункции.