См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2013 год.

Гражданская оборона

В соответствии с пунктом 1 плана мониторинга правоприменения на 2012 год МЧС России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменительной практики по вопросу гражданской обороны в пределах действия Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ), нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во всех случаях, предусмотренных Федеральным законом N 28-ФЗ, приняты необходимые нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

В ходе анализа поступившей информации, проведенного с учетом показателей, предусмотренных Методикой, выявлены проблемы, требующие законодательного регулирования.

Установлено, что Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" предусматривается осуществление высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативного правового регулирования в области гражданской обороны.

Вместе с тем статья 3 Федерального закона N 28-ФЗ не предусматривает возможности издания нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в данной сфере.

В связи с этим планируется организовать работу МЧС России по подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О гражданской обороне", предусматривающего, что правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" из Федерального закона N 28-ФЗ исключены положения, касающиеся создания служб гражданской обороны.

Однако Федеральный закон от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) продолжает регламентировать деятельность территориальных служб гражданской обороны.

В целях устранения выявленной несогласованности Федерального закона N 76-ФЗ и Федерального закона N 28-ФЗ планируется организовать работу Минпромторга России, МЧС России и Минобороны России по подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "Об уничтожении химического оружия" в части исключения положений о территориальных службах гражданской обороны.

Согласно пунктам 2 - 4 статьи 18 Федерального закона N 28-ФЗ обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования, обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций. Возмещение указанных расходов из федерального бюджета Федеральным законом N 28-ФЗ не предусмотрено.

В связи с этим планируется организовать работу МЧС России и Минфина России по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне".

В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 28-ФЗ надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.

В связи с этим планируется организовать работу МЧС России по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в пункт 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841, в части исключения контрольных полномочий в области гражданской обороны у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.