См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2013 год.

Порядок содержания под стражей, исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, медицинское обеспечение и социальные гарантии

Порядок содержания под стражей, исполнение

наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества,

медицинское обеспечение и социальные гарантии

В соответствии с пунктом 4 плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2012 год Минюстом России и ФСИН России проведен мониторинг правоприменительной практики по вопросам порядка содержания под стражей, исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, медицинского обеспечения и социальных гарантий в пределах действия Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

В большинстве случаев необходимые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, принятие которых предусмотрено Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, приняты.

Вместе с тем до настоящего времени не принято 7 подзаконных нормативных правовых актов.

В ходе анализа поступившей информации, проведенного с учетом показателей, предусмотренных Методикой, выявлены проблемы, требующие законодательного регулирования.

Часть вторая статьи 96 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исключает возможность передвижения без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения ВИЧ-инфицированных осужденных. В соответствии с частью третьей статьи 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ВИЧ-инфицированным осужденным не разрешаются выезды за пределы исправительных учреждений в связи с исключительными личными обстоятельствами, для решения вопросов трудового и бытового устройства осужденных после освобождения, на время ежегодного оплачиваемого отпуска, осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, для устройства детей у родственников либо в детском доме и осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии.

Согласно рекомендациям Комитета министров Совета Европы N 89/14, N R(87) отделение ВИЧ-инфицированных осужденных от других групп осужденных в связи с их заболеванием не рекомендуется.

По информации, представленной Минздравом России, запрет на выезд за пределы исправительных учреждений ВИЧ-инфицированных осужденных не имеет медицинских и эпидемиологических обоснований.

В целях имплементации положений указанных рекомендаций Комитета министров Совета Европы планируется организовать работу Минюста России и Минздрава России по подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 96 и 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации".

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" предусматривает регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, администрацией исправительного учреждения после его снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Вместе с тем снятие с регистрационного учета по месту жительства гражданина Российской Федерации, осужденного к лишению свободы, не производится без заявления заинтересованного физического или юридического лица.

В целях оптимизации процедуры регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, планируется организовать работу Минюста России и ФМС России по подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего, что регистрация по месту пребывания в исправительных учреждениях и исправительных центрах должна производиться без обязательного снятия осужденного с регистрационного учета по месту жительства.