II. Требования, предъявляемые к отраслевым показателям эффективности при формировании единой системы показателей эффективности деятельности как основы для введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника

II. Требования, предъявляемые к отраслевым

показателям эффективности при формировании единой системы

показателей эффективности деятельности как основы

для введения взаимоувязанной системы отраслевых

показателей эффективности от федерального уровня

до конкретных учреждения и работника

Для наиболее точного определения эффективности деятельности в сфере культуры решениями Правительства Российской Федерации были утверждены следующие программы развития: Государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 317 (далее - постановление N 317), Федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 186 (в редакции от 24.12.2013 N 1219) (далее - постановление N 186).

Указанные программы предполагают дальнейшее развитие системы показателей эффективности деятельности в сфере культуры.

Постановление N 317 выдвигает требование на переход к качественно новому уровню функционирования сферы культуры, включая библиотечное, музейное, архивное дело, концертную, театральную и кинематографическую деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также значительному укреплению потенциала России в сфере культуры, в том числе для формирования положительного образа России, как в ее границах, так и за рубежом.

Состав показателей постановления N 317 увязан с основными мероприятиями и позволяет оценить ожидаемые результаты и эффективность ее реализации на период до 2020 года.

С учетом специфики сфер культуры достижение целей оценивается следующими ключевыми показателями (индикаторами):

- "количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года".

Увеличение количества посещений организаций культуры (библиотек, музеев, театров, концертных организаций, цирков, учреждений культурно-досугового типа, парков, зоопарков и др.) является одним из целевых ориентиров развития сферы культуры. Данный индикатор отражает востребованность у населения государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, а также удовлетворение потребностей личности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей;

- "доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения".

Под объектом культурного наследия в удовлетворительном состоянии понимается объект, не находящийся в аварийном состоянии и не требующий капитального ремонта;

- "прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры в образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 годом".

Показатель (индикатор) демонстрирует успешность создания условий для вовлечения учащихся (воспитанников) образовательных учреждений в культурную деятельность;

- "прирост числа лауреатов международных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2012 году".

Индикатор позволяет определить динамику числа лауреатов международных конкурсов и фестивалей в сфере культуры (в том числе входящих во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов (WFIMC) и в Международную федерацию балетных конкурсов (IFBC)) по отношению к 2012 году. Положительная динамика значений индикатора будет свидетельствовать о повышении уровня профессионального мастерства российских участников конкурсов и фестивалей, укреплении престижа отечественных школ в сфере культуры, расширении пространства профессионального художественного творчества, развитии потенциала отечественного искусства.

Постановление N 186 также определило показатели эффективности деятельности, важнейшими из них являются следующие:

- доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;

- доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности;

- увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с базовым годом);

- доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации;

- доля учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем количестве учреждений культуры;

- увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (по сравнению с предыдущим годом);

- доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия;

- доля субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации;

- доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;

- посещаемость музейных учреждений (на 1 жителя в год);

- доля документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов;

- повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек по сравнению с установленным нормативом (на 1 тыс. жителей);

- количество посещений библиотек (на 1 жителя в год);

- увеличение количества культурных акций, проведенных за рубежом (по сравнению с предыдущим годом);

- увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом);

- выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению.

Отличительной чертой вышеуказанных программ является установление значений показателей (индикаторов) по годам их реализации в разрезе подпрограмм и федеральных целевых программ.

Улучшение значений целевых показателей (индикаторов) в рамках реализации программ предполагается за счет:

- повышения прозрачности и открытости деятельности учреждений и организаций сферы культуры;

- роста качества и эффективности государственного и муниципального управления в сфере культуры;

- повышения мотивации работников культуры;

- внедрения современных информационных и инновационных технологий в сферах культуры;

- увеличения объемов бюджетного и внебюджетного финансирования рассматриваемой сферы.

Требования к эффективности деятельности в сфере культуры также заложены в "дорожных картах", ориентирующих на повышение эффективности деятельности. При этом "дорожные карты" составляются на всех уровнях управления сферой культуры и включают федеральный, субъектовый, муниципальный, а также уровень управления учреждениями культуры.

"Дорожная карта" сферы культуры (распоряжение N 2606-р) также содержит систему показателей (индикаторов) развития сферы культуры и меры, обеспечивающие их достижение с 2012 - 2018 годы:

1) увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом);

2) увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (по сравнению с предыдущим годом);

3) увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия;

4) увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;

5) увеличение посещаемости музейных учреждений;

6) увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом);

7) повышение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры;

8) увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения:

9) увеличение доли публичных библиотек, подключенных к сети "Интернет", в общем количестве библиотек Российской Федерации;

10) увеличение доли музеев, имеющих сайт в сети "Интернет", в общем количестве музеев Российской Федерации;

11) увеличение доли театров, имеющих сайт в сети "Интернет", в общем количестве театров Российской Федерации;

12) увеличение средней суммы одного гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;

13) увеличение объема передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городах России;

14) увеличение количества виртуальных музеев, созданных при поддержке федерального бюджета;

15) увеличение количества выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации;

16) увеличение количества стипендиатов среди выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;

17) увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей;

18) увеличение посещаемости учреждений культуры;

19) увеличение количества предоставляемых дополнительных услуг учреждениями культуры.

Как видно из показателей (индикаторов) программ и отраслевой "дорожной карты" поставлена задача всестороннего развития отрасли. Показатели носят динамический характер, т.е. отражают изменения объема деятельности, а также численность населения, воспользовавшегося услугами учреждения культуры за период, характеризуют расширение (обновление) номенклатуры предоставляемых населению услуг (за период). Спектр приведенных показателей подразумевает дальнейшее установление показателей по всем видам деятельности учреждений сферы культуры всех уровней.

Приказом Минкультуры России от 15.12.2010 N 781 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации федеральными государственными учреждениями" утвержден ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральными государственными учреждениями, в качестве основных видов деятельности.

Данный перечень содержит наименования государственных услуг по видам деятельности учреждений (театры, библиотеки, музеи и т.д.), направленность услуг по категориям потребителей (физические и юридические лица), единицы измерения государственной услуги и показатели, характеризующие качество государственной услуги.

Указанные показатели в качестве основных видов деятельности соответствуют показателям, утвержденным постановлениями N 317 и N 186, и являются основными показателями эффективности деятельности учреждений культуры.

Приведенные в перечне показатели количественно измеряемы (значительная часть представлена в виде долей) и могут быть подвергнуты сравнению по аналогичным отчетным периодам (месяц, квартал, полугодие, год).

Также при разработке показателей эффективности предлагается обратить внимание на рекомендации N 920, в соответствии с которыми для создания региональной (муниципальной) системы показателей эффективности деятельности определен принцип формирования показателей с учетом:

соответствующих требований (пункт 5);

динамических характеристик (пункт 6);

дополнительных критериев показателей эффективности деятельности руководителей (пункт 7);

дополнительных критериев формирования показателей эффективности работников (пункт 8);

примерного перечня показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям.

Принятые на федеральном уровне нормативные правовые акты нацелены на создание единой системы установления показателей эффективности деятельности в сфере культуры. Данная система определяет цели, задачи, показатели (индикаторы) развития сферы культуры Российской Федерации в целом, меры по их достижению на уровне учреждений, механизм доведения показателей деятельности до каждого работника, что соответствует принципу введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника.

В этой связи можно отметить, что система показателей эффективности деятельности включает в себя целостную систему показателей, охватывающую все уровни руководства сферой культуры (федеральный, региональный, муниципальный и уровень учреждений), все формы доведения до сферы культуры целей развития (устанавливаемых концепциями, долгосрочными и среднесрочными программами, а также годовыми заданиями), все виды деятельности, в которых сгруппированы учреждения сферы культуры. При этом система показателей должна носить сквозной характер от федерального уровня управления до управления деятельностью отдельного работника, с обязательным учетом специфики типа учреждений культуры по видам деятельности.

Примерный перечень указанных нормативных правовых актов приведен в приложении 2.