Прием на обучение в соответствии со стандартом, утв. данным документом, прекращается 31 декабря 2023 года (Приказ Минпросвещения России от 28.08.2023 N 640).

Таблица 2. Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки

Таблица 2

Структура программы подготовки специалистов среднего звена

углубленной подготовки

Индекс

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППССЗ

3618

2412

ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл

786

524

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

48

ОГСЭ.01. Основы философии

ОК 1 - 11

ПК 3.2, 3.3

уметь:

применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

роли и ролевые ожидания в общении;

виды социальных взаимодействий;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;

48

ОГСЭ.02. Психология общения

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.5,

3.1 - 3.4

уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших законодательных и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения;

48

ОГСЭ.03. История

ОК 1 - 11

ПК 3.2 - 3.4

уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

190

ОГСЭ.04. Иностранный язык

ОК 1 - 11

ПК 3.2, 3.4

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

380

190

ОГСЭ.05. Физическая культура <1>

ОК 1 - 3, 6 - 12

ПК 1.1 - 1.5,

2.1 - 2.5, 3.2

ЕН.00

Математический и общий естественнонаучный учебный цикл

186

124

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:

уметь:

применять математические методы для решения профессиональных задач;

решать комбинаторные задачи, находить вероятность событий;

анализировать результаты измерения величин с допустимой погрешностью, представлять их графически;

выполнять приближенные вычисления;

проводить элементарную статистическую обработку информации и результатов исследований;

знать:

понятие множества, отношения между множествами, операции над ними;

основные комбинаторные конфигурации;

способы вычисления вероятности событий;

способы обоснования истинности высказываний;

понятие положительной скалярной величины, процесс ее измерения;

стандартные единицы величин и соотношения между ними;

правила приближенных вычислений и нахождения процентного соотношения;

методы математической статистики;

ЕН.01. Математика

ОК 2, 4 - 9

ПК 1.4, 1.5, 2.4, 2.5, 3.4

уметь:

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в профессиональной деятельности;

применять современные технические средства обучения, контроля и оценки уровня физического развития, основанные на использовании компьютерных технологий;

создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

использовать сервисы и информационные ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) в профессиональной деятельности;

знать:

правила техники безопасности и гигиенические требования при использовании средств ИКТ;

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи и поиска информационных объектов различного типа (в том числе текстовых, графических, числовых) с помощью современных программных средств;

возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

назначение и технологию эксплуатации аппаратного и программного обеспечения, применяемого в профессиональной деятельности.

ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.7,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.4

П.00

Профессиональный учебный цикл

2646

1764

ОП.00

Общепрофессиональные дисциплины

1956

1304

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания;

анализировать педагогическую деятельность, педагогические факты и явления;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

применять знания по педагогике при изучении профессиональных модулей;

знать:

взаимосвязь педагогической науки и практики, тенденции их развития;

значение и логику целеполагания в обучении и педагогической деятельности;

принципы обучения и воспитания;

особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных организаций, на различных уровнях образования;

формы, методы и средства обучения и воспитания, их педагогические возможности и условия применения;

психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения, основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации;

особенности работы с одаренными детьми, детьми с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

приемы привлечения обучающихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения;

средства контроля и оценки качества образования, психолого-педагогические основы оценочной деятельности педагога;

основы деятельности классного руководителя;

ОП.01. Педагогика

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.7,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.4

уметь:

применять знания по психологии при решении педагогических задач;

выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся;

применять знания по психологии при изучении профессиональных модулей;

знать:

особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

основы психологии личности;

закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

возрастную периодизацию;

возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании, в том числе при организации физкультурно-спортивной деятельности;

особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;

групповую динамику;

понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;

основы психологии творчества;

психологические основы развития индивидуальности и личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности;

механизмы развития мотивации физкультурно-спортивной деятельности;

психологические основы обучения двигательным действиям;

ОП.02. Психология

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.5,

3.1 - 3.4

уметь:

ориентироваться в современных проблемах образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

использовать терминологию коррекционной педагогики и коррекционной психологии;

анализировать факторы и условия развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

определять педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в связи с характером дефекта развития или патологии;

анализировать опыт работы педагогов с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении;

находить и анализировать информацию, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития учителя в общеобразовательных организациях;

знать:

основные этапы истории коррекционной педагогики, коррекционной психологии и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

понятийный аппарат коррекционной педагогики и коррекционной психологии;

этиологию нарушений психофизического развития;

классификации нарушений в развитии и поведении детей и подростков;

общие и специфические закономерности социального, психического и физического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных, речевых и физических нарушениях;

возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья;

цели, задачи и структуру современной системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации и зарубежных странах, перспективы ее развития;

психолого-педагогические основы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательной системы, тяжелыми нарушениями речи, тяжелыми и множественными нарушениями:

принципы, цели и задачи, содержание, методы обучения и воспитания, формы организации деятельности обучающихся;

педагогические условия профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков;

ОП.03. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.7,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.4

уметь:

определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

определять возрастные особенности строения организма детей, подростков и молодежи;

применять знания по анатомии при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;

отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой;

знать:

основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии человека;

строение и функции систем органов здорового человека:

опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему с анализаторами;

основные закономерности роста и развития организма человека;

возрастную морфологию, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи;

анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам;

динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения;

способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков;

ОП.04. Анатомия

ОК 1 - 10, 12

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.6,

3.2 - 3.4

уметь:

измерять и оценивать физиологические показатели организма человека;

оценивать функциональное состояние человека и его работоспособность, в том числе с помощью лабораторных методов;

оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском, подростковом и юношеском возрасте;

использовать знания биохимии для определения нагрузок при занятиях физической культурой;

применять знания по физиологии и биохимии при изучении профессиональных модулей;

знать:

физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

понятия метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации человека;

регулирующие функции нервной и эндокринной систем;

роль центральной нервной системы в регуляции движений;

особенности физиологии детей, подростков и молодежи;

взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма;

физиологические закономерности двигательной активности и процессов восстановления;

механизмы энергетического обеспечения различных видов мышечной деятельности;

биохимические основы развития физических качеств;

биохимические основы питания;

общие закономерности и особенности обмена веществ при занятиях физической культурой;

возрастные особенности биохимического состояния организма;

ОП.05. Физиология с основами биохимии

ОК 1 - 10, 12

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.6,

3.2 - 3.4

уметь:

использовать знания гигиены в профессиональной деятельности, в том числе в процессе гигиенического просвещения обучающихся, педагогов, родителей (лиц, их заменяющих);

составлять режим суточной активности с учетом возраста и характера физических нагрузок;

определять суточный расход энергии, составлять меню;

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в здании и помещениях школы, при занятиях физическими упражнениями, организации учебно-воспитательного процесса;

применять знания по гигиене при изучении профессиональных модулей;

знать:

основы гигиены детей и подростков;

гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

понятие медицинской группы;

гигиеническое значение биологических факторов внешней среды при занятиях физической культурой;

вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности;

основы профилактики инфекционных заболеваний;

особенности режима жизни инвалидов различных категорий, понятие охранительного режима;

основы гигиены питания детей, подростков и молодежи, системы питания при различных поражениях;

гигиенические требования к спортивным сооружениям и оборудованию мест учебных занятий для инвалидов;

гигиеническую характеристику основных форм занятий физической культурой и адаптивной физической культурой детей, подростков и молодежи;

основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями, спортом;

гигиенические основы закаливания;

гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы;

физиолого-гигиенические и социальные аспекты курения, нарко- и токсикомании;

ОП.06. Гигиенические основы физического воспитания

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.6,

3.2 - 3.4

уметь:

взаимодействовать с медицинским работником при проведении врачебно-педагогических наблюдений, обсуждать их результаты;

проводить простейшие функциональные пробы;

под руководством врача разрабатывать комплексы и проводить индивидуальные и групповые занятия лечебной физической культурой (далее - ЛФК);

использовать основные приемы массажа и самомассажа;

знать:

цели, задачи и содержание врачебного контроля за лицами, занимающимися адаптивной физической культурой;

особенности врачебного контроля, связанные с возрастом, полом, характером дефекта или патологии обучающихся;

назначение и методику проведения простейших функциональных проб;

значение ЛФК в лечении заболеваний и травм, механизмы лечебного воздействия физических упражнений;

средства, формы и методы занятий ЛФК, классификацию физических упражнений в ЛФК;

дозирование и критерии величины физической нагрузки в ЛФК;

показания и противопоказания при назначении массажа и ЛФК;

основы методики ЛФК при травмах, заболеваниях органов дыхания, внутренних органов, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата;

методические особенности проведения занятий по лечебной физической культуре и массажу с детьми школьного возраста;

особенности коррекции нарушений в физическом развитии и состоянии здоровья школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, подготовительной медицинской группе;

понятие о массаже, физиологические механизмы влияния массажа на организм;

показания и противопоказания к проведению массажа;

основные виды и приемы массажа;

ОП.07. Основы врачебного контроля, лечебной физической культуры и массажа

ОК 1 - 10, 12

ПК 1.1 - 1.7,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.4

уметь:

применять знания по биомеханике при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

проводить биомеханический анализ двигательных действий;

знать:

основы кинематики и динамики движений человека;

биомеханические характеристики двигательного аппарата человека;

биомеханику физических качеств человека;

половозрастные особенности моторики человека;

биомеханические основы физических упражнений, входящих в программу физического воспитания школьников;

ОП.08. Основы биомеханики

ОК 1 - 10, 12

ПК 1.1 - 1.6,

2.1 - 2.6,

3.2 - 3.4

уметь:

планировать, проводить и анализировать занятия по изученным видам физкультурно-спортивной деятельности;

выполнять профессионально значимые двигательные действия по изученным видам физкультурно-спортивной деятельности;

использовать терминологию базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности;

применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;

обучать двигательным действиям изученных базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности;

подбирать, хранить, осуществлять мелкий ремонт оборудования и инвентаря;

использовать оборудование и инвентарь для занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с его назначением и особенностями эксплуатации;

знать:

историю и этапы развития изученных базовых видов спорта и новых видов физкультурно-спортивной деятельности;

терминологию изученных базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности;

технику профессионально значимых двигательных действий базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности;

содержание, формы организации и методику проведения занятий по изученным базовым и новым видам физкультурно-спортивной деятельности в школе;

методику обучения двигательным действиям базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности;

особенности и методику развития физических качеств в базовых и новых видах физкультурно-спортивной деятельности;

основы судейства по изученным базовым видам спорта;

разновидности спортивно-оздоровительных сооружений, оборудования и инвентаря для занятий различными видами физкультурно-спортивной деятельности, особенности их эксплуатации;

технику безопасности и требования к физкультурно-спортивным сооружениям, оборудованию и инвентарю;

ОП.09. Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой тренировки

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.7,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.4

уметь:

использовать нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность в области образования, физической культуры и спорта, в профессиональной деятельности;

защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством;

анализировать и оценивать результаты и последствия действий (бездействия) с правовой точки зрения;

знать:

основные положения Конституции Российской Федерации;

права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

понятие и основы правового регулирования в области образования, физической культуры и спорта, в том числе регулирование деятельности общественных физкультурно-спортивных объединений;

основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в области образования (включая образование лиц с ограниченными возможностями здоровья), физической культуры и спорта (включая адаптивную физическую культуру);

основные нормативные правовые акты, в которых закреплены права лиц с ограниченными возможностями здоровья;

правовое положение коммерческих и некоммерческих организаций в сфере физической культуры и спорта;

социально-правовой статус учителя, преподавателя, организатора физической культуры и спорта;

порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;

правила оплаты труда;

понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;

виды административных правонарушений и административной ответственности;

нормативно-правовые основы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров;

ОП.10. Правовое обеспечение профессиональной деятельности

ОК 1 - 11

ПК 1.1 - 1.7,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.4

уметь:

ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры и спорта;

использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания школьников, повышения интереса к физической культуре и спорту;

правильно использовать терминологию в области физической культуры;

оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, форм физического воспитания;

находить и анализировать информацию по теории и истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

знать:

понятийный аппарат теории физической культуры и спорта, в том числе и взаимосвязь основных понятий;

историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спортивной подготовки;

историю международного спортивного движения;

современные концепции физического воспитания;

средства формирования физической культуры человека;

механизмы и средства развития личности в процессе физического воспитания;

мотивы занятий физической культурой, условия и способы их формирования и развития;

принципы, средства, методы, формы организации физического воспитания в организациях дополнительного образования и общеобразовательных организациях;

дидактические и воспитательные возможности различных методов, средств и форм организации физического воспитания детей и подростков;

основы теории обучения двигательным действиям;

теоретические основы развития физических качеств;

особенности физического воспитания дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников и обучающихся в организациях дополнительного образования;

особенности физического воспитания обучающихся с ослабленным здоровьем, двигательно одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями, девиантным поведением;

сущность и функции спорта;

основы спортивной тренировки и процесса спортивной подготовки;

основы оздоровительной тренировки;

проблемы и пути совершенствования организации физического воспитания в общеобразовательных организациях;

ОП.11. Теория и история физической культуры

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.7,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.4

уметь:

ориентироваться в истории и тенденциях развития адаптивной физической культуры;

правильно использовать терминологию в области адаптивной физической культуры;

находить и анализировать информацию по теории и истории адаптивной физической культуры, необходимую для решения профессиональных педагогических проблем, повышения эффективности педагогической деятельности, профессионального самообразования и саморазвития;

знать:

содержание и задачи адаптивной физической культуры, историю ее становления и развития в России и за рубежом;

понятийный аппарат теории адаптивной физической культуры;

основные педагогические принципы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и ослабленным здоровьем;

особенности реализации принципов физического воспитания в адаптивной физической культуре;

особенности содержания, средств, методов и форм адаптивного физического воспитания;

дидактические и воспитательные возможности различных методов, средств и форм организации адаптивного физического воспитания детей и подростков;

организационно-управленческую структуру адаптивной физической культуры в России;

ОП.12. Теория и организация адаптивной физической культуры

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.7,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.4

уметь:

использовать приобретенные в курсе общей патологии знания и умения при изучении профессиональных модулей;

правильно интерпретировать и применять основные понятия общей патологии при совместной работе с медицинским персоналом;

знать:

основные термины и понятия общей патологии;

общее учение о здоровье и болезнях;

внешние и внутренние факторы болезней человека;

причины, условия возникновения болезней человека;

роль конституции и наследственности в патологии;

стадии и исходы болезней человека;

общую характеристику типовых патологических процессов;

ОП.13. Основы общей патологии

ОК 1 - 10, 12

ПК 1.1 - 1.7,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.4

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

68

ОП.14. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.7,

2.1 - 2.6,

3.1 - 3.4

ПМ.00

Профессиональные модули

690

460

ПМ.01

Организация адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа планов и организации процесса адаптивного физического воспитания в общеобразовательных организациях различного вида и разработки предложений по его совершенствованию;

определения цели и задач, планирования и проведения уроков, внеурочных мероприятий и занятий по адаптивной физической культуре в общеобразовательных организациях;

проведения диагностики физической подготовленности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп;

наблюдения, анализа и самоанализа уроков, внеурочных мероприятий и занятий в общеобразовательных организациях, их обсуждения в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции;

применения приемов страховки при выполнении физических упражнений;

ведения документации, обеспечивающей процесс адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях;

уметь:

находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки к урокам адаптивной физической культуры;

планировать адаптивное физическое воспитание в общеобразовательных организациях, строить его с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности, характера дефекта или патологии;

создавать в кабинете (спортивном зале, на спортивной площадке) предметно-развивающую среду с учетом особенностей состояния здоровья обучающихся;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими);

подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь;

использовать различные формы адаптивного физического воспитания;

использовать различные методы и приемы обучения двигательным действиям, методики развития физических качеств, дозировать физическую нагрузку в соответствии с педагогическими задачами, формой организации физического воспитания, характером дефекта или патологии, функциональными возможностями организма обучающихся;

использовать различные средства и методы физической реабилитации и восстановления организма;

мотивировать обучающихся к участию в адаптивной физкультурно-спортивной деятельности оздоровительной, профилактически-реабилитационной и рекреационной направленности;

планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими);

организовывать, проводить соревнования и осуществлять судейство;

выполнять профессионально ориентированные виды двигательных действий;

применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;

осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на занятии;

осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков, внеурочных мероприятий и занятий;

анализировать процесс и результаты физического воспитания, обучения предмету "Адаптивная физическая культура", отдельные уроки, внеурочные мероприятия и занятия, корректировать и совершенствовать их;

знать:

цели, задачи, функции, содержание, формы и методы физического воспитания в общеобразовательных организациях;

медико-биологические и психологические основы построения частных методик адаптивной физической культуры;

характеристику типичных нарушений и особенностей развития инвалидов разных нозологических групп;

методики адаптивного физического воспитания обучающихся с нарушением зрения, слуха, умственной отсталостью, детским церебральным параличом, поражением спинного мозга, врожденными аномалиями развития и после ампутации конечностей;

место и значение предмета "Адаптивная физическая культура" в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья;

приемы, способы страховки и самостраховки;

формы и методы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;

виды специального оборудования, его назначение;

виды документации, требования к ее ведению и оформлению.

МДК.01.01. Частные методики адаптивного физического воспитания

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 1.7

ПМ.02

Организация адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа планов и организации процесса физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам, и разработки предложений по его совершенствованию;

определения цели и задач, планирования и проведения урочных и внеурочных занятий оздоровительной физической культурой с обучающимися, отнесенными к специальным медицинским группам;

определения цели и задач, планирования и проведения внеурочных физкультурных рекреационно-досуговых и просветительских мероприятий с обучающимися, в том числе отнесенными к специальным медицинским группам;

проведения диагностики физической подготовленности обучающихся специальных медицинских групп;

наблюдения, анализа и самоанализа уроков, внеурочных мероприятий и занятий с обучающимися, отнесенными к специальным медицинским группам, их обсуждения в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по совершенствованию и коррекции;

применения приемов страховки при выполнении физических упражнений;

ведения документации, обеспечивающей процесс физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам;

уметь:

находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимой для подготовки и проведения урочных и внеурочных занятий оздоровительной физической культурой с обучающимися, отнесенными к специальным медицинским группам;

планировать физическое воспитание обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам, строить его с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности, характера патологии;

устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими);

подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь;

использовать различные формы адаптивного физического воспитания;

использовать различные методы и приемы обучения двигательным действиям, методики развития физических качеств, дозировать физическую нагрузку в соответствии с педагогическими задачами, формой организации физического воспитания, характером патологии, функциональными возможностями организма обучающихся;

использовать различные средства и методы физической реабилитации и восстановления организма;

мотивировать обучающихся к участию в занятиях физической культурой оздоровительной, реабилитационной и рекреационной направленности;

планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями;

выполнять профессионально ориентированные виды двигательных действий;

применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;

осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на занятии;

осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении урочных и внеурочных занятий;

анализировать процесс и результаты физического воспитания, отдельные уроки, внеурочные мероприятия и занятия, корректировать и совершенствовать их;

знать:

цели, задачи, функции, содержание, формы и методы физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам;

медико-биологические и психологические основы построения физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам;

критерии распределения детей, подростков и молодежи по группам здоровья и медицинским группам для занятий физической культурой и перевода из одной группы в другую;

причины, условия возникновения, характеристику и профилактику болезней отдельных нозологических групп;

травмы, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, болезни органов пищеварения, болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, болезни нервной системы;

основы физической реабилитации при заболеваниях, относящихся к вышеперечисленным нозологическим группам;

средства физической культуры в системе реабилитации;

показания и противопоказания к выполнению физических упражнений и рекомендации по дозированию физической нагрузки в связи с особенностями заболевания обучающегося;

методические основы адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам;

методические основы проведения занятий оздоровительной физической культурой с обучающимися, отнесенными к специальным медицинским группам;

методические основы организации физкультурно-спортивной деятельности оздоровительной, профилактически-реабилитационной и рекреационно-досуговой направленности;

приемы, способы страховки и самостраховки;

формы и методы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;

виды специального оборудования, его назначение;

виды документации, требования к ее ведению и оформлению.

МДК.02.01. Методика адаптивного физического воспитания обучающихся, отнесенных к специальным медицинским группам

ОК 1 - 11

ПК 2.1 - 2.6

ПМ.03

Методическое обеспечение процесса адаптивного физического воспитания

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

анализа учебно-методических комплектов, разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся;

изучения и анализа профессиональной литературы по проблемам адаптивной физической культуры, подготовки и презентации отчетов, рефератов, докладов;

оформления портфолио педагогических достижений;

презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;

участия в исследовательской и проектной деятельности в области адаптивного физического воспитания;

уметь:

анализировать примерные программы;

определять цели и задачи, планировать адаптивное физическое воспитание обучающихся в образовательной организации;

осуществлять планирование с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их физической подготовленности, характера дефекта и патологии;

определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;

адаптировать имеющиеся методические разработки;

готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области адаптивного физического воспитания детей, подростков и молодежи;

использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;

оформлять результаты исследовательской и проектной работы;

определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;

знать:

теоретические основы методической деятельности в области адаптивного физического воспитания детей, подростков и молодежи;

теоретические основы, методику планирования адаптивного физического воспитания и требования к оформлению соответствующей документации;

особенности современных подходов и педагогических технологий адаптивного физического воспитания;

концептуальные основы и содержание примерных программ по адаптивной физической культуре в общеобразовательных организациях;

педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды адаптивного физического воспитания в общеобразовательных организациях;

источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;

логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;

основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.

МДК.03.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя адаптивной физической культуры

ОК 1 - 12

ПК 3.1 - 3.4

Вариативная часть учебных циклов ППССЗ

(определяется образовательной организации самостоятельно)

1512

1008

Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ

5130

3420

УП.00

Учебная практика

14 нед.

504

ОК 1 - 12

ПК 1.1 - 3.4

ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.

ГИА.00

Государственная итоговая аттестация

6 нед.

ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.

ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.

--------------------------------

<1> Учебная нагрузка по дисциплине "Физическая культура" в связи со спецификой специальности учитывается в объеме времени, отводимом на освоение ОП. 09. Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой тренировки.