Шаг 6. Формирование структуры и содержания дополнительной профессиональной программы

Структура ДПП включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 9 приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам".

Структурирование ДПП в части выделения в ней дисциплин, модулей, иных элементов и распределения времени на их освоение в отличие от основных программ нормативно не регулируется. Однако для определения структуры программ профессиональной переподготовки справочно можно обратиться к соответствующему разделу ФГОС. Так, в соответствии с ФГОС СПО освоение каждого из видов деятельности осуществляется в рамках профессионального модуля с одноименным виду деятельности названием. Профессиональный модуль включает в себя один или несколько междисциплинарных курсов и практику, что позволяет интегрировать теоретическое и практическое обучение. Назовем реализуемый в данном случае подход модульно-компетентностым.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ модульный принцип представления содержания образовательной программы и построения учебных планов может использоваться при реализации любых образовательных программ, в том числе ДПП. Это касается и его разновидности - модульно-компетентностного подхода, речь о котором шла выше.

Целесообразность использования модульно-компетентностного подхода при разработке и реализации ДПП связана с тем, что он обеспечивает практикоориентированную подготовку, необходимую для освоения или совершенствования профессиональной квалификации. Структура такой ДПП включает один или несколько профессиональных модулей, каждый из которых обеспечивает овладение одним видом деятельности или группой тесно связанных профессиональных компетенций. Общетеоретическая подготовка, необходимая для освоения нескольких видов деятельности или имеющая самодостаточный характер, в структуре ДПП может быть представлена в виде одного или нескольких учебных курсов, дисциплин.

Таким образом, в зависимости от цели ДПП при ее разработке и реализации может использоваться как модульно-компетентностный, так и иной подход к формированию структуры образовательной программы.

В зависимости от сложности ДПП, в нее может входить разное количество учебных курсов, дисциплин (модулей). Их перечень отражается в учебном плане и календарном учебном.