IV. Порядок взаимодействия противочумных учреждений Роспотребнадзора с территориальными органами Роспотребнадзора и иными подведомственными Роспотребнадзору организациями

IV. Порядок взаимодействия противочумных

учреждений Роспотребнадзора с территориальными органами

Роспотребнадзора и иными подведомственными

Роспотребнадзору организациями

4.1. Взаимодействие противочумных учреждений Роспотребнадзора с территориальными органами Роспотребнадзора в закрепленных в соответствии с приложением 3 к Положению субъектах Российской Федерации осуществляется на основании заключенного ими соглашения, предусматривающего обязательства сторон по профилактике особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний, обеспечению санитарной охраны территории соответствующего субъекта Российской Федерации и биологической безопасности при работе с патогенными микроорганизмами.

Предусмотренные соглашением направления взаимодействия учитываются при планировании работы.

4.2. В рамках взаимодействия при планировании совместных мероприятий на предстоящий год:

1) территориальный орган Роспотребнадзора на основе анализа и оценки эпидемиологической ситуации по заболеваемости особо опасными инфекционными болезнями (кроме чумы) в субъекте Российской Федерации направляет предложения для включения в годовой план работы соответствующего противочумного учреждения Роспотребнадзора;

2) противочумное учреждение Роспотребнадзора согласовывает с территориальным органом Роспотребнадзора в соответствующем субъекте Российской Федерации мероприятия, в выполнении которых участвует или предполагает выполнять их самостоятельно.

4.3. В рамках информационного взаимодействия:

1) противочумное учреждение Роспотребнадзора направляет в соответствующий территориальный орган Роспотребнадзора информацию:

- об эпизоотической обстановке в природных очагах чумы и сочетанных с нею природных очагах других инфекций на курируемой территории;

- обзор и прогноз эпизоотической ситуации по особо опасным, природно-очаговым и зоонозным инфекционным болезням на курируемой территории, а также в природных очагах чумы Российской Федерации и стран СНГ;

- о выделении возбудителей особо опасных инфекционных болезней из объектов окружающей среды и материала от людей на курируемой территории с предложениями по проведению комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (в оперативном режиме);

2) территориальный орган Роспотребнадзора предоставляет соответствующему противочумному учреждению Роспотребнадзора:

- ежемесячную и итоговую годовую информацию о заболеваемости населения инфекционными болезнями;

- оперативную информацию о случаях завоза особо опасных инфекционных заболеваний и вспышках инфекционных заболеваний;

- о выделении возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний из объектов окружающей среды и материала от людей с целью привлечения к проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- данные по эпизоотической и эпидемической обстановке по природно-очаговым, зоонозным инфекциям, полученные в рамках межведомственного взаимодействия.

4.4. В рамках взаимодействия при выполнении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при эпидемиологическом надзоре за чумой:

1) противочумные учреждения Роспотребнадзора:

- обеспечивают федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, включающий эпизоотологическое обследование природных очагов чумы, а также дают рекомендации территориальным органам Роспотребнадзора по вопросам организации и проведения мероприятий по профилактике чумы;

- проводят при выявлении эпизоотий чумы полевую дератизацию, дезинсекцию, барьерную обработку по снижению численности грызунов и эктопаразитов вокруг населенных пунктов в зоне выявленной эпизоотии и последующую оценку эффективности проведенных мероприятий, организуют контроль проведения мероприятий в населенных пунктах и организациях, расположенных в районе эпизоотии;

- осуществляют мониторинг за вакцинацией против заболевания чумой "контингентов высокого риска заражения" (организуемой органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья), организации медицинского наблюдения за населением на территории природных очагов чумы, эффективности проведения поселковой дератизации и дезинсекции;

- готовят обзор и прогноз эпизоотической ситуации в природных очагах чумы на курируемой ими территории;

- проводят экспертную оценку территорий природных очагов чумы, предназначенных для использования в хозяйственных, промышленных, строительных и рекреационных целях;

2) территориальные органы Роспотребнадзора:

- организуют и участвуют в проведении первичных мероприятий при выявлении больного, подозрительного на заболевание чумой;

- осуществляют контроль проведения вакцинации против заболевания чумой "контингентов высокого риска заражения" (организуемой органами исполнительной власти в субъекте Российской Федерации в сфере охраны здоровья), проживающих на территории природных очагов чумы, в соответствии с рекомендациями противочумных учреждений.

3) противочумные учреждения Роспотребнадзора совместно с территориальными органами Роспотребнадзора:

- обеспечивают организацию и проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов заболеваний чумой и проведении мероприятий по профилактике чумы;

- проводят контроль готовности медицинских организаций на случай выявления больных чумой на энзоотичных по чуме территориях;

- осуществляют информационно-разъяснительную работу по вопросам профилактики чумы среди населения, проживающего на энзоотичных по чуме территориях.

4.5. В рамках взаимодействия при выполнении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при эпидемиологическом надзоре за холерой:

1) противочумные учреждения Роспотребнадзора:

- осуществляют по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора мониторинг вибриофлоры в объектах окружающей среды в "контрольных" точках;

- выполняют диагностические исследования на холеру клинического материала от больных и умерших с подозрением на холеру;

- информируют территориальные органы Роспотребнадзора о выделении штаммов холерных вибрионов из объектов окружающей среды и от людей;

- подтверждают таксономическую принадлежность штаммов холерных вибрионов, выделенных на закрепленной за ними территории, и оценивают их эпидемическую значимость;

2) территориальные органы Роспотребнадзора:

- организуют и осуществляют проведение мониторинга вибриофлоры в объектах окружающей среды;

- организуют диагностические исследования на холеру клинического материала от больных и умерших с подозрением на холеру;

- организуют плановые диагностические исследования на холеру;

- представляют оперативную информацию о выделении штаммов холерного вибриона и передают их в установленном порядке в закрепленное за ними противочумное учреждение Роспотребнадзора.

3) территориальные органы Роспотребнадзора и противочумные учреждения Роспотребнадзора совместно:

- разрабатывают комплексные планы противохолерных мероприятий;

- организуют и проводят комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах холеры и контролируют их эффективность в соответствии с действующими нормативно-распорядительными документами.

4.6. В рамках взаимодействия при выполнении мероприятий по санитарной охране территории от заноса и распространения опасных инфекционных заболеваний:

1) противочумные учреждения Роспотребнадзора:

- по запросам территориальных органов Роспотребнадзора оказывают консультативную и практическую помощь в проверке и оценке противоэпидемической готовности медицинских и иных организаций к работе с особо опасными инфекционными болезнями;

- по поручениям территориальных органов Роспотребнадзора проводят выборочные проверки противоэпидемической готовности организаций, предназначенных для развертывания госпитальной и лабораторной базы, по итогам которых представляют предложения с соответствующим обоснованием в территориальные органы Роспотребнадзора;

2) территориальные органы Роспотребнадзора:

- осуществляют контроль противоэпидемической готовности медицинских организаций к проведению первичных мероприятий, а также госпитальной базы, предназначенной для госпитализации больных и лиц с подозрением на заболевания, которые регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" <1>;

--------------------------------

<1> Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.2008 N 3, зарегистрированным Минюстом России 03.04.2008, регистрационный N 11459, с изменениями, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.04.2008 N 29, зарегистрированным Минюстом России 26.05.2008, регистрационный N 11760.

- организуют и проводят совместно с противочумными учреждениями Роспотребнадзора тренировочные учения и занятия по осуществлению первичных мероприятий при выявлении больных чумой, холерой, контагиозными вирусными геморрагическими лихорадками и другими особо опасными инфекционными болезнями или умерших от данных заболеваний в медицинских организациях и пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

3) территориальные органы Роспотребнадзора и противочумные учреждения Роспотребнадзора совместно:

- проводят анализ интенсивности миграционных потоков, транспортных и грузопотоков, в том числе со странами, неблагополучными по опасным инфекционным болезням;

- с учетом транспортных связей территории планируют и обеспечивают проведение эпизоотологического обследования территорий пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и прилегающую к ним территорию, а также транспортных средств, пересекающих государственную границу Российской Федерации;

- разрабатывают и корректируют комплексные планы по обеспечению санитарной охраны территории субъекта Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней, предусматривая участие в их реализации противочумных учреждений Роспотребнадзора.

4.7. В рамках взаимодействия по профилактике природно-очаговых болезней и инфекционных болезней, общих для человека и животных:

1) противочумные учреждения Роспотребнадзора:

- оказывают методическую и практическую помощь территориальным органам Роспотребнадзора по организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при регистрации случаев особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных болезней, а также лабораториям федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в организации и проведении исследования материала, подозрительного на зараженность микроорганизмами II группы патогенности;

- анализируют информацию о численности грызунов и эктопаразитов, представленную федеральными бюджетными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, в целях подготовки обзоров и прогнозов эпидемиологической и эпизоотологической ситуации для территориальных органов Роспотребнадзора на закрепленной за ними территории;

- проводят оценку эффективности дератизационных и дезинсекционных мероприятий;

2) территориальные органы Роспотребнадзора с участием противочумных учреждений Роспотребнадзора вносят предложения в органы государственной власти субъектов Российской Федерации о разработке региональных программ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по природно-очаговым и общим для человека и животных инфекционным болезням, проводят их согласование и участвуют в их реализации, а также разрабатывают распорядительные и нормативные документы регионального уровня;

3) федеральные бюджетные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии представляют в противочумные учреждения Роспотребнадзора информацию об учете численности грызунов и эктопаразитов.

4.8. В рамках взаимодействия при осуществлении лабораторной диагностики особо опасных инфекционных болезней:

1) противочумные учреждения Роспотребнадзора осуществляют:

- контроль при заборе клинического материала от людей для исследований на наличие возбудителей особо опасных инфекционных болезней;

- диагностическое исследование клинического материала и проб из объектов окружающей среды на наличие возбудителей чумы, а также на наличие возбудителей особо опасных инфекционных болезней II группы патогенности, поступивших в установленном порядке;

- идентификацию и дополнительное изучение направленных штаммов микроорганизмов II группы патогенности;

- направление в федеральные бюджетные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии результатов проведенных исследований клинического материала, проб из объектов окружающей среды и штаммов микроорганизмов, направленных для идентификации (верификации);

2) федеральные бюджетные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора осуществляют:

- контроль при заборе клинического материала от людей для исследований на наличие возбудителей особо опасных инфекционных болезней;

- отбор проб из объектов окружающей среды;

- диагностическое исследование на наличие возбудителей особо опасных инфекционных болезней II группы патогенности проб материала от людей и из объектов окружающей среды;

- направление на идентификацию в закрепленное за данным субъектом Российской Федерации противочумное учреждение Роспотребнадзора штаммов микроорганизмов II группы патогенности, выделенных лабораториями;

- отбор в установленном порядке и доставку в противочумное учреждение Роспотребнадзора или хранение до прибытия специалистов противочумного учреждения Роспотребнадзора проб материала для исследования на чуму (при необходимости);

- направление в закрепленное за данным субъектом Российской Федерации противочумное учреждение Роспотребнадзора клинического материала, проб из объектов окружающей среды, выделенных штаммов из очагов инфекционных заболеваний для установления этиологического фактора (при угрозе распространения особо опасных инфекционных болезней и/или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера).

4.9. В рамках взаимодействия при осуществлении контроля обеспечения биологической безопасности, противодействия биотерроризму, мероприятий по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера:

1) противочумные учреждения Роспотребнадзора:

- участвуют в проведении контроля за соблюдением требований биологической безопасности при выполнении работ с использованием микроорганизмов I - II группы патогенности в лабораториях федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии и других организаций на территории закрепленных за ними субъектов Российской Федерации;

- осуществляют работу в составе комиссий по контролю за соблюдением требований биологической безопасности, создаваемых в закрепленных за ними субъектах Российской Федерации;

- осуществляют подтверждение результатов лабораторных исследований, полученных федеральными бюджетными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии;

- в случае обнаружения возбудителя I группы патогенности осуществляют дальнейшее проведение лабораторного исследования;

- оказывают методическую и практическую помощь в подготовке оперативных формирований и микробиологических лабораторий федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера, в области мониторинга и профилактики особо опасных, природно-очаговых и зоонозных инфекционных заболеваний;

- осуществляют экспертную оценку предложений и проектов использования территории природных очагов чумы в хозяйственных, производственных, строительных и рекреационных целях в закрепленных за ними субъектах Российской Федерации;

2) территориальные органы Роспотребнадзора:

- проводят мероприятия по обеспечению собственной готовности к проведению мероприятий по ликвидации последствий биотеррористических актов, включая подготовку оперативных формирований и лабораторной базы;

- организуют и осуществляют проведение экстренных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера;

- участвуют в формировании личного состава СПЭБ НИПЧИ Роспотребнадзора;

- организуют проведение исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, необходимых для осуществления эпидемиологического надзора за особо опасными инфекционными болезнями;

3) федеральные бюджетные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии и противочумные учреждения Роспотребнадзора проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, направленные на предупреждение возникновения и распространения особо опасных инфекционных болезней.