3.1. Общие положения

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, органами контроля, их должностными лицами.

Целью прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина администрациями специальных учреждений и территориальными органами ФМС России, ФССП России и МВД России при содержании в специальных учреждениях отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства является обеспечение законности в процессе осуществления указанной деятельности этими органами, их должностными лицами.

Задачами прокурорского надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в названной сфере является своевременное выявление и пресечение нарушений законодательства, принятие мер по их недопущению в дальнейшем.

Надзорная деятельность при этом должна быть организована с учетом требований приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" о необходимости конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора - соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с пунктом 2.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.07.2015 N 343 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции" прокуроры обязаны обеспечить эффективность организации и действенность надзора за исполнением законов, надлежащее состояние законности в сфере миграции. При осуществлении надзора особое внимание необходимо обращать на факты нарушения прав и свобод человека и гражданина, решительно пресекать злоупотребления, нарушающие право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 01.07.2015 N 342 "О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" установлено, что при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства прокурорам необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства в сфере миграции в деятельности территориальных подразделений Федеральной миграционной службы и других контролирующих (надзирающих) и правоохранительных органов, в том числе по выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений.

При этом следует систематически, не реже одного раза в месяц, проводить проверки исполнения законов при содержании в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации и реадмиссии.

Важным условием эффективной прокурорской проверки является тщательная подготовка прокурора к ее проведению. При этом необходимо детально изучить законодательные и иные нормативные правовые акты по предмету проверки, собрать и проанализировать информацию о состоянии законности в деятельности специального учреждения.

К источникам указанной информации можно отнести:

материалы ранее проведенных прокурорских проверок, а также проверок, проведенных в специальном учреждении территориальными органами ФМС России, Роспотребнадзора, МЧС России, МВД России, другими контролирующими и правоохранительными органами;

материалы уголовных, гражданских, арбитражных дел;

сообщения средств массовой информации и сведения, размещенные в сети "Интернет";

обращения (жалобы, заявления) иностранных граждан и лиц без гражданства в прокуратуру, территориальные подразделения ФМС России и иные государственные органы о нарушении их прав и свобод, нарушениях законодательства в деятельности специального учреждения;

специальные донесения территориальных органов МЧС России, МВД России, ФМС России о фактах чрезвычайных происшествий в специальных учреждениях;

данные службы скорой помощи и иных медицинских учреждений о происшествиях в специальном учреждении, связанных с причинением вреда здоровью находящихся в нем лиц;

иные источники сведений.

Поскольку в ходе проверки подлежат исследованию вопросы, требующие специальных познаний, на основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" к ее проведению необходимо привлекать специалистов территориальных органов Роспотребнадзора, МЧС России, медицинских учреждений, иных специалистов.

Непосредственно в ходе прокурорской проверки в специальном учреждении необходимо изучить широкий круг вопросов, которые условно можно разделить на две группы.

Это вопросы законности помещения физических лиц в специальное учреждение и вопросы соблюдения установленного законодательством режима содержания в специальном учреждении.