Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение

к приказу Министерства финансов

Российской Федерации

от 21 сентября 2015 г. N 143н

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов Минфина России от 01.08.2016 N 130н,

от 04.12.2017 N 215н)

1. Настоящее Положение определяет цели, организацию и осуществление в Министерстве финансов Российской Федерации (далее - Министерство) внутреннего финансового аудита.

2. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется подразделением Министерства, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита и не участвующим в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" (далее - субъект аудита), на основе функциональной независимости.

(в ред. Приказа Минфина России от 01.08.2016 N 130н)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Объектами внутреннего финансового аудита, осуществляемого Министерством, являются структурные подразделения Министерства, подведомственные Министерству федеральные казенные учреждения, являющиеся администраторами и получателями средств федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" (далее - объекты аудита).

(п. 3 в ред. Приказа Минфина России от 01.08.2016 N 130н)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Целями внутреннего финансового аудита, осуществляемого субъектом аудита, в соответствии с пунктом 29 Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (далее - Правила, утвержденные постановлением N 193), являются:

а) оценка надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектами аудита, и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

б) подтверждение достоверности бюджетной отчетности объектов аудита по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством;

в) подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования объектами аудита средств федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации".

5. Согласно пункту 31 Правил, утвержденных постановлением N 193, внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.

Плановые проверки на основании годового плана внутреннего финансового аудита, утверждаемого Министром финансов Российской Федерации (далее - План), а также внеплановые проверки осуществляются в соответствии с пунктами 17 - 24 настоящего Положения.

6. Аудиторские проверки в зависимости от их характера, объема, а также сложности и специфики деятельности объектов аудита проводятся:

должностным лицом субъекта аудита (далее - проверяющий);

группой должностных лиц субъекта аудита, обладающих необходимыми профессиональными знаниями и навыками (далее - аудиторская группа), под руководством должностного лица субъекта, назначенного приказом Министерства о проведении аудиторской проверки ответственным за проведение аудиторской проверки (далее - руководитель аудиторской группы).

Не допускаются к проведению аудиторских проверок должностные лица субъекта аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

(абзац введен Приказом Минфина России от 01.08.2016 N 130н)

7. В соответствии с пунктом 34 Правил, утвержденных постановлением N 193, руководитель аудиторской группы (проверяющий) при проведении аудиторской проверки имеет право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса (далее - запрос) документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля объектами аудита;

посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

привлекать независимых экспертов.

8. Запрос направляется объекту аудита по межведомственной электронной системе документооборота (МЭДО) или вручается руководителю (уполномоченному им лицу) объекта аудита под роспись до начала аудиторской проверки либо в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской проверки, но не позднее 3 рабочих дней до окончания срока проведения аудиторской проверки.

Исполнение объектами аудита запросов осуществляется не позднее окончания срока проведения аудиторской проверки на объекте аудита. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения аудиторской проверки, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами аудита, в сроки, указанные в запросе. В случае если срок представления не указан в запросе, документы, материалы и информация представляются в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса в адрес объекта аудита.

По фактам непредставления или несвоевременного представления объектом аудита информации, документов и материалов, запрошенных при проведении аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы (проверяющий) составляет акт.

Ответ на запрос может быть направлен объектом аудита в электронной или письменной форме с приложением необходимых подлинников или копий документов, заверенных объектом аудита.

9. Независимые эксперты, при необходимости их участия в аудиторской проверке, привлекаются субъектом аудита по согласованию с Министром финансов Российской Федерации.

10. Согласно пункту 33 Правил, утвержденных постановлением N 193, аудиторские проверки подразделяются:

на камеральные, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

на выездные, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;

на комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объекта аудита.

11. Аудиторские проверки проводятся на основании программы аудиторской проверки, которая утверждается руководителем субъекта аудита не позднее 15 рабочих дней до начала аудиторской проверки.

12. Программа аудиторской проверки должна содержать: тему аудиторской проверки; наименование объекта (объектов) аудита; срок проведения аудиторской проверки; перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки (пункт 45 Правил, утвержденных постановлением N 193).

13. Составление, утверждение, ведение Плана осуществляется в соответствии с Порядком составления, утверждения и ведения годового плана внутреннего финансового аудита согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

14. Проект Плана на очередной финансовый год представляется субъектом аудита на утверждение Министру финансов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего года.

15. Копия утвержденного Плана на очередной финансовый год не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения Министром финансов Российской Федерации направляется субъектом аудита объектам аудита, включенным в План.

16. Внесенные в План изменения доводятся до объектов аудита в порядке, аналогичном порядку, установленному пунктом 15 настоящего Положения.

(в ред. Приказа Минфина России от 01.08.2016 N 130н)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Аудиторская проверка назначается приказом Министерства, в котором указывается наименование объекта (объектов) аудита, вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), проверяемый период, основание проведения аудиторской проверки, состав аудиторской группы (проверяющий), срок проведения аудиторской проверки, срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.

18. В соответствии с пунктом 46 Правил, утвержденных постановлением N 193, в ходе аудиторской проверки проводится исследование:

а) осуществления внутреннего финансового контроля объектом аудита;

б) законности выполнения объектами аудита внутренних бюджетных процедур и эффективности использования средств федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации";

в) ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

г) применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

д) вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

е) наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

ж) формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

з) бюджетной отчетности объектов аудита по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации".

19. В соответствии с пунктом 47 Правил, утвержденных постановлением N 193, аудиторская проверка проводится путем выполнения:

а) инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

б) наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

в) запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

г) подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

д) пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита;

е) аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

20. Выводы и предложения, сделанные по результатам аудиторской проверки, должны основываться на достаточных фактических данных и достоверной информации, подтверждающих выявленные в ходе аудиторской проверки нарушения и недостатки.

21. Согласно пункту 49 Правил, утвержденных постановлением N 193, при проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с подготовкой и проведением аудиторской проверки, которая содержит:

а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности объектов аудита, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;

з) акт аудиторской проверки.

22. Аудиторская группа (проверяющий) при проведении аудиторских проверок обязана:

а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;

в) формулировать выводы по результатам аудиторской проверки, основанные на положениях нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

г) знакомить руководителя (уполномоченное им лицо) объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).

23. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.

24. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки.

(в ред. Приказа Минфина России от 01.08.2016 N 130н)

(см. текст в предыдущей редакции)

Формирование, направление и сроки рассмотрения акта аудиторской проверки осуществляются в порядке согласно приложению N 4 к настоящему Положению.

(абзац введен Приказом Минфина России от 01.08.2016 N 130н)

25 - 27. Исключены. - Приказ Минфина России от 01.08.2016 N 130н.

(см. текст в предыдущей редакции)

28. Руководитель аудиторской группы (проверяющий) на основании акта аудиторской проверки составляет отчет о результатах аудиторской проверки в соответствии с Порядком составления и представления отчета о результатах аудиторской проверки согласно приложению N 6 к настоящему Положению.

(п. 28 в ред. Приказа Минфина России от 01.08.2016 N 130н)

(см. текст в предыдущей редакции)

29 - 31. Исключены. - Приказ Минфина России от 01.08.2016 N 130н.

(см. текст в предыдущей редакции)

32. Субъект аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления Министерством внутреннего финансового аудита в соответствии с Порядком составления и представления годовой отчетности о результатах осуществления Министерством финансов Российской Федерации внутреннего финансового аудита согласно приложению N 5 к настоящему Положению.