Рекомендации к организации видеосъемок

При создании видеосюжета о ребенке в первую очередь должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка.

Вначале необходимо провести подготовительную работу, связанную с созданием примерного сценария, по которому будет снят видеосюжет. Его отсутствие может привести к монтажу отснятых кадров вне логики, что может негативно сказаться на качестве предоставляемой информации. Наличие у съемочной группы несколько типовых сценариев в зависимости от возраста ребенка, состояния здоровья, наличия у него братьев и сестер, которые могут быть заранее оценены организациями для детей-сирот и/или органами опеки и попечительства и/или региональным операторам, ответственным за создание видеосюжетов о детях, позволит более эффективно организовать процесс создания видеосюжета о ребенке.

Рекомендуется для обеспечения подготовки и психологического комфорта ребенка, о котором будет снят видеосюжет, провести с ним индивидуальную беседу (подготовить к интервью). Учитывая, что даже непродолжительный съемочный процесс является безусловным стрессом для ребенка, беседу должен проводить специалист, обладающий знаниями психологии детей-сирот и входящий в состав съемочной группы. В случаях создания видеосюжетов детей старше 10 лет следует спросить его мнение о создании и размещении видеосюжетов о нем, подробно разъяснив для какой цели это делается. При проведении интервью с ребенком не следует задавать ему бестактных вопросов и обсуждать темы, которые могут быть болезненными для него (должны быть исключены любые негативные описания его жизни с родителями, его оценка образа жизни его родителей или иных родственников, ставшего причиной отсутствия родительского попечения).

Также желательно для эффективности организации работ по созданию видеосюжетов о детях обязать руководителя организации для детей-сирот содействовать съемочному процессу, в том числе проинформировать воспитателей, педагогов, психологов или иных специалистов о ходе и этапах предстоящего съемочного процесса.

Для обеспечения более полной информированности граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, в видеосюжете о ребенке желательно показать как можно больше разнообразных граней развития ребенка.

Темы, на которые рекомендуется сделать акцент при общении с ребенком (в зависимости от его возраста и состояния здоровья) в процессе создания видеосюжета:

досуг ребенка: любимые игры, книги, виды спорта, фильмы, уроки в школе, еда, любимые занятия и другое;

взаимоотношения ребенка с его друзьями, учителями, воспитателями, значимыми для него взрослыми;

позитивные воспоминания ребенка: поездки во время каникул на природу, на море, в лагерь, посещение концертов или выставок;

желания или планы ребенка относительно своего будущего: поступление в университет, колледж, освоение профессии;

хобби, увлечения ребенка: умение играть на музыкальном инструменте, спорт, рисование, чтение, плавание и другое.

К примеру, сценарий может содержать следующие кадры:

для грудных детей можно проводить такие занятия, как прослеживание взглядом за игрушкой, захват игрушки, реакция на звуки, речь, переворачивание, удерживание головы;

для детей дошкольного возраста могут быть показаны моменты из повседневной жизни ребенка, режима дня: прогулки, кормление, общие организационные дневные мероприятия. Для детей более старшего возраста могут быть отражены сведения о дополнительном образовании ребенка: рисование, музыкальное занятие, лепка, настольные игры, игры в группе с детьми и с воспитателями, катание на лошадях, качелях, лазание по горкам и другое;

для детей школьного возраста желательно показать, в том числе, учебный процесс при участии учителя либо педагога в организации, где находится ребенок, в ходе которого ребенку предлагается выполнить несколько заданий (с учетом возраста ребенка и его особенностей развития). Можно отметить, к каким предметам проявляет интерес ребенок, нуждается ли ребенок в помощи взрослого в процессе обучения, активность ребенка на уроках, общение с одноклассниками (к примеру, быстро идет на контакт, много друзей в классе, помощь сверстникам и другое), отношение к похвале/поощрению;

в случае, если у ребенка имеются отставание в нервно-психическом или умственном развитии, инвалидность или другие ограниченные возможности здоровья, рекомендуется показать выполнение ребенком упрощенных заданий;

в случае, если видеосюжет создается о подростке с девиантным поведением, то не следует давать оценку поведения несовершеннолетнего в его присутствии, специалистам, участвующим в видеосъемке, рекомендуется в корректной форме, не унижая человеческого достоинства, дать рекомендации об изменении поведения в условиях семейного воспитания.

Представленные выше примерные сценарии не должны содержать исключительно кадры с интеллектуальными достижениями ребенка (которые безусловно важны для замещающих родителей, но которых может и не быть у ребенка), не менее важно эмоциональное развитие ребенка, эмоциональные реакции при взаимодействии со взрослыми и детьми.

Состояние здоровья ребенка целесообразно озвучивать как общую оценку развития ребенка, делая акцент на рекомендации по дальнейшему лечению и/или профилактике заболевания. К примеру, если у ребенка есть задержка развития, данный факт можно осветить, а также прокомментировать, чем обусловлено отставание, какие дополнительные занятия, с какими специалистами необходимы для того, чтобы соответствовать уровню ровесников.

Обязательным условием при съемке видеосюжета о ребенке является следующее - ребенок должен быть показан в чистой аккуратной одежде в соответствии с этическими требованиями и нормами морали (с учетом рекомендованных этических принципов в отношении журналистских материалов о детях, разработанных медиа-группой ЮНИСЕФ), с учетом особенностей возрастного, индивидуально-личностного развития ребенка, с акцентированием внимания на его положительных характеристиках. Недопустимо показывать в кадре ребенка без одежды (полуодетого), плачущего, с синяками и ссадинами.

Примерный сценарий также может содержать кадры с участием воспитателей ребенка, учителей, медицинских работников, психологов и других специалистов (без указания их фамилий, наименования, адреса и контактной информации организации для детей-сирот, в которой находится ребенок), способных рассказать о данном ребенке (к примеру, его увлечениях, характере, взаимоотношении с друзьями и другое), при этом должны быть исключены личные оценочные суждения воспитателей в отношении ребенка. При этом недопустимо сообщать любую информацию, относящуюся к персональным данным ребенка и его биологическим родителям и иным родственникам (в том числе о пристрастии родителей к алкоголю и наркотикам, об отбывании наказания родителями, аморальном поведении родителей и родственников и т.д.).

При этом не следует ограничиваться такими определениями, как "хороший мальчик/девочка". Рекомендуется использовать больше разнообразных позитивных прилагательных (дружелюбный, добродушный, ласковый, заботливый, отзывчивый, чувствительный, сердечный и другие), позволяющих более полно охарактеризовать ребенка. Необходимо использовать минимальное количество деепричастных оборотов, кратких прилагательных, причастий и прочих грамматически сложных конструкций, стараться избегать конструкций с использованием косвенной речи ("по словам воспитателей", "... говорят педагоги"), тавтологий, слов "очень", "вообще" и "довольно", бюрократизмов, просторечий. Слово "дом" по возможности следует употреблять только в отношении будущего дома, где ребенок будет жить с родителями.

Если в кадрах во время какой-либо игры, занятий либо прогулок на улице появляются и другие дети, то в данной ситуации желательно показывать этих детей на дальних либо средних дальних планах, применять размытость фона, чтобы сфокусировать внимание потенциальных приемных родителей на переднем плане с ребенком, о котором создается видеосюжет.

Показ действий ребенка в разных планах - крупных, средних и общих со всех сторон (спина при этом должна появляться в кадре минимально) является одним важных средств выразительности видеосюжета о ребенке. Обязательно наличие кадров ребенка во весь рост.