1. Общие положения

Методические рекомендации по созданию и размещению в сети Интернет и средствах массовой информации видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - видеосюжеты о детях), а также иной производной информации указанной категории детей с целью реализации права детей жить и воспитываться в семье разработаны в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с указанным поручением в 2015 г. Минобрнауки России проведен мониторинг информации, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены полномочия региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - региональный оператор, государственный банк данных о детях), по вопросу наиболее эффективных механизмов размещения в средствах массовой информации производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в целях передачи их на воспитание в семью (далее - механизмы размещения производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей), в особенности так называемой трудоустраиваемой категории детей, к которой относятся дети старше 7 лет и/или имеющие инвалидность и/или имеющие братьев и сестер.

Очевидно, что в настоящее время проблема сокращения численности детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства детей этой категории может быть решена лишь при условии конструктивного взаимодействия государственных и муниципальных органов со всеми заинтересованными СМИ, а также общественными структурами. В данной ситуации одним из важнейших аспектов деятельности органов власти становится обеспечение информационной открытости, прозрачности и доступности информации.

Практика устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан свидетельствует о том, что одним из основных факторов, сдерживающих передачу детей на воспитание в семьи российских граждан, является недостаточная доступность информации в области семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе недостаточные объем, качество и доступность предоставляемой гражданам информации о детях указанной категории, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот), и возможностях их семейного устройства, которые способствуют формированию у населения ошибочного представления о положении дел в данной области, распространению в обществе мнения о чрезмерной сложности процедуры приема ребенка в семью.

Таким образом, для повышения уровня информированности и доступности предоставляемой информации о детях и формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, для всех граждан рекомендуется:

обеспечивать размещение производной информации о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семьи (своевременное удаление устаревшей производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, размещение актуальной информации) на официальном Интернет-сайте органа опеки и попечительства или регионального оператора в специальном разделе либо на Интернет-сайтах общественных организаций, фондов, организаций, осуществляющих подбор и подготовку замещающих родителей, Интернет-сайтах, посвященных вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированные Интернет-сайты) (за исключением Интернет-сайтов организаций для детей-сирот);

размещать в средствах массовой информации только качественные фото-, видео- и аудиоматериалы о детях, оставшихся без попечения родителей.

Наиболее эффективным способом распространения производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, является создание и размещение в СМИ (на телеканалах и специализированных Интернет-сайтах) видеосюжетов о детях (видеоанкеты, видеоролики).

Так, в 2013 - 2014 годах в 76 субъектах Российской Федерации проводились мероприятия по созданию видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, различными организациями: региональными телерадиокомпаниями и медиакорпорациями, благотворительными фондами и общественными организациями, организациями для детей-сирот и другими организациями, а также их размещению на различных специализированных Интернет-сайтах.

Между тем анализ предоставленной региональными операторами информации по вопросу популярности способов распространения производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, показал, что наибольший эффект по устройству детей в семьи может быть достигнут при размещении производной информации о ребенке сразу в нескольких источниках (в том числе фотоматериалов на специализированных Интернет-сайтах, в газетах, журналах и иных периодических печатных изданиях и аудиоматериалов в тематических передачах на радиостанциях, а также проведение социальных акций (к примеру, фотовыставки, размещение информации на уличных баннерах), распространение буклетов, листовок и другое).

Во многом выбор способа распространения производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, зависит от географического расположения субъекта Российской Федерации, возможностей бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, степени осведомленности органов опеки и попечительства и регионального оператора о новейших способах предоставления гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Исходя из ситуации, сложившейся в субъекте Российской Федерации, задачей органов власти субъектов Российской Федерации является поиск и реализация наиболее эффективных способов размещения производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.