См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Добыча угля

Добыча угля в 2014 году возросла до 356,1 млн. т (101,4% к уровню 2013 года). Основными угледобывающими регионами являются Кузнецкий и Канско-Ачинский бассейны, на долю которых приходится 68,8% от общей добычи угля.

Спрос внутреннего рынка на угольную продукцию в 2014 году уменьшился до 195,1 млн. т (93,3% к 2013 г.), в том числе потребность электростанций - до 110,2 млн. т (93,9% к 2013 году). В условиях снижения экспортных контрактных цен экспорт угля увеличился до 155,6 млн. т (110,5%), а импорт, в основном из Казахстана, составил 23,7 млн. т угля (95,2 процента).

В 2015 году добыча угля оценивается на уровне 365 млн. т (102,5% к 2014 году), при этом объем угля для коксования составит 79 млн. т (105,3% к 2014 году). Удельный вес угля Кузнецкого и Канско-Ачинского угольных бассейнов в общем объеме добычи угля возрастает ввиду наличия развитой ресурсной базы. Внутреннее потребление за счет увеличения объемов поставок угля на электростанции (104,3% к 2014 г.) ожидается на уровне 202,0 млн. т (103,5 процента).

С учетом внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечения потребностей внутреннего рынка и транспортных возможностей экспорт угля в 2015 году составит 154 млн. т (99% к уровню 2014 года).

В 2015 году темп роста объемов инвестиций в обновление производства в сопоставимых ценах составит 85,8% к уровню 2014 года.

Основными ограничениями развития отрасли являются:

высокие логистические издержки (доля транспортных затрат в конечной цене угля у потребителя по отдельным направлениям достигает более 50 процентов);

низкая пропускная способность железнодорожной сети (в особенности пограничные переходы) и портов;

устойчивая тенденция стагнации внутреннего спроса на энергетический уголь в условиях конкуренции газа, поставляемого на внутренний рынок по регулируемым ценам (при более чем двукратном повышении цен на газ возможно возобновление интереса инвесторов к угольной промышленности);

отсутствие экономических стимулов и востребованности рынка к повышению качества и глубины переработки угля, в том числе развитию углехимии;

высокая капиталоемкость и длительность разработки новых месторождений.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г. N 1099-р утверждена Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Программа актуализирована с учетом новых внутренних и внешних вызовов. В новой редакции документа предусмотрено более масштабное перемещение центра развития угольной промышленности в Восточную Сибирь и на Дальний Восток.

Развитию рынков сбыта угольного топлива будет способствовать переход на долгосрочные контракты поставок угля для предприятий электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства и металлургии, формирование биржевой торговли углем, расширение области использования угольной продукции (цементная и химическая промышленности, глубокая переработка).

Прогноз развития угольной промышленности до 2018 года разрабатывался с учетом продолжающейся реализации комплекса мер, включенного в государственную программу Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", предусматривающего модернизацию действующих предприятий на основе инновационных технологий; создание новых центров угледобычи, а также системы планомерного выбытия неэффективных мощностей; развитие внутреннего рынка угольной продукции, в том числе углехимии и укрепление позиций России на мировом рынке.

Кроме того, развитию угольной промышленности будут также способствовать меры, реализуемые в других государственных программах Российской Федерации, в том числе: "Воспроизводство и использование природных ресурсов" - в части разведки запасов угля и создания механизма формирования ликвидационных фондов; "Развитие транспортной системы" - в части создания необходимой железнодорожной и портовой инфраструктуры и другие.