См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Прогноз производства основной продукции

(% к предыдущему году)

2014 год отчет

2015 год оценка

2016 год

2017 год

2018 год

2018 год к 2014 году

прогноз

Текстильное и швейное производство

97,5

85,4

102,0

104,5

103,0

93,8

Ткани хлопчатобумажные готовые

90,8

96,0

103,5

104,0

104,0

107,5

Ткани шерстяные

90,5

88,0

104,0

103,0

103,5

97,6

Ткани льняные готовые

83,6

90,0

102,0

103,5

103,0

97,9

Трикотажные изделия

90,9

80,0

108,0

106,0

104,0

95,2

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

97,2

85,5

102,5

104,0

103,0

93,9

Обувь

94,3

85,0

105,4

105,7

104,5

99,0

Основные факторы, определяющие в настоящее время сокращение производства в легкой промышленности:

сжатие потребительского рынка товаров легкой промышленности из-за падения потребительского спроса, вызванного снижением уровня реальных располагаемых доходов населения;

высокий уровень зависимости от импорта сырья и материалов в производстве готовой продукции (по импорту хлопка - 100%, шерсти - 70%, кожсырья - 50%, химические волокна и нити - 55%) с учетом резкого роста курса доллара США. Следует учесть, в себестоимости продукции сырье занимает долю порядка 50 процентов;

возрастающая неравная конкуренция с китайскими товарами, поступающими в том числе "транзитом" через территорию Республики Казахстан. Объемы серого импорта китайского производства составляют порядка 86% от всего объема неучтенной продукции на рынке товаров легкой промышленности;

сохраняющиеся неравные условия доступа отечественной продукции к розничным торговым сетям. Наценка торговых организаций составляет от 32% до 48% розничной цены продукции;

высокая зависимость от кредитных ресурсов. Учитывая, что сырьевое обеспечение легкой промышленности (хлопок, шерсть, лен) имеет сезонный характер, значительные финансовые средства предприятий отвлекаются на указанные цели;

неизменно высокий уровень износа основных фондов;

низкий уровень производительности труда (выпуск товаров в расчете на единицу отработанного работником времени составляет порядка 0,7 тыс. рублей по сравнению с 1,9 тыс. рублей в обрабатывающих производствах);

недостаток квалифицированных рабочих кадров, являющийся следствием низкой оплаты труда (в 2 раза ниже уровня оплаты в обрабатывающих производствах промышленности).

В ближайшей перспективе усилится конкуренция с китайскими товарами, поступающими "транзитом" через территорию Республики Казахстан с учетом возможных для российской стороны негативных последствий в связи с обязательствами Республики Казахстан в ВТО.

Также сохранится низкий уровень производительности труда, недостаток квалифицированных рабочих кадров, так как процесс технического и технологического обновления в легкой промышленности осуществляется медленно и в значительной степени зависит от фактора доступности заемных средств с учетом недостаточной привлекательности проектов легкой промышленности для кредитных организаций.

В рамках оказания государственной поддержки легкой промышленности в настоящее время реализуются следующие меры:

Федеральным бюджетом на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в целях реализации мероприятий указанной подпрограммы предусмотрены субсидии организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на:

осуществление сезонных закупок сырья и материалов (на 2015 год предусмотрено 242,2 млн. рублей), на осуществление технического перевооружения (68 млн. рублей);

реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению (на 2015 предусмотрено 55 млн. рублей). Порядок предоставления субсидий утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2013 г. N 687;

реализацию инвестиционных проектов по модернизации и созданию производств в сфере текстильной и легкой промышленности, в том числе льняного комплекса (на 2015 год предусмотрено 245,4 млн. рублей);

формирование межсезонных запасов, необходимых для производства товаров легкой промышленности (на 2015 предусмотрено 291,9 млн. рублей);

обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов (на 2015 год предусмотрено 247,5 млн. рублей).

В рамках реализации мер по антикризисной государственной поддержке в 2015 году поддержка предприятий легкой и текстильной промышленности осуществляется в том числе в рамках реализации норм постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 г. N 214 "Об утверждении Правил предоставления в 2015 году субсидий из федерального бюджета организациям промышленности для возмещения части затрат, понесенных в 2015 году на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности". Так, 35 предприятиям легкой и текстильной промышленности за 9 месяцев 2015 г. выделено из федерального бюджета 334,7 млн. рублей на указанные цели.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. N 791 установлен запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции" образована Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции", в рамках деятельности которой образованы отраслевые рабочие группы, в том числе по противодействию незаконному обороту продукции легкой промышленности.

Доля убыточных предприятий в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви за июль 2015 г. возросла в 1,5 раза по сравнению с июлем 2014 г. при сокращении в 2 раза объемов убытка (50,6% к июлю 2014 г.), что свидетельствует о вхождении в "сложную ситуацию" большего количества мелких предприятий с небольшой задолженностью. Сложившаяся тенденция не предполагает быстрого выхода кожевенной промышленности из финансового кризиса.