См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Машиностроительный комплекс

Развитие машиностроительного комплекса (производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования) в 2014 году определялось сокращением объемов производства высокотехнологических секторов экономики, обусловленного соответствующим снижением инвестиционной активности и потребительского спроса.

При этом в целом в 2014 году по отношению к 2013 году по машиностроительному комплексу отмечается увеличение производства на 0,7% (в 2013 году было сокращение на 0,6 процента). Так, отмечается существенный рост производства в 2014 году относительно уровня 2013 года транспортных средств и оборудования (8,5%), при сокращении объемов производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 0,5%) и машин и оборудования (на 7,8 процента).

Определенный вклад в развитие машиностроительного комплекса внесла реализация мер государственной поддержки высокотехнологичных секторов экономики, в том числе в части: стимулирования спроса на продукцию российского производства (автомобильной, сельскохозяйственной, авиационной и морской техники), стимулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов (в автомобилестроении, станкостроении, сельхозмашиностроении, ОПК, транспортном машиностроении), стимулирования развития производственно-технологического потенциала отдельных секторов машиностроения (например, в рамках федеральных целевых программ).

Указанный период характеризовался низким уровнем загрузки производственных мощностей отдельных видов высокотехнологичных товаров (в части преобразователей переменного и постоянного тока - 22,3%, вагонов грузовых магистральных - около 54,5%, генераторов переменного тока (синхронных генераторов) - 36,3%, автомобилей легковых - около 58,8%, холодильников и морозильников бытовых - 52,6%, аппаратуры приемной телевизионной, в том числе видеомониторов и видеопроекторов - 50%), что в отдельных случаях свидетельствует о возможности потенциального роста в среднесрочной перспективе.

Необходимо отметить, что в условиях замедления роста спроса на машиностроительную продукцию в 2014 году относительно уровня 2013 года также сокращался импорт, так, импорт соответствующих товаров (по группам ТН ВЭД 84 - 90) в стоимостном выражении в 2014 году по отношению к 2013 году сократился на 10,7 процента. Кроме того, по ряду ключевых товарных позиций (например, в части бытовых стиральных машин, холодильников и морозильников, телевизоров, легковых автомобилей) отмечается сохранение тенденций роста доли отечественных товаров на рынке. Экспорт продукции машиностроения (по группам ТН ВЭД 84 - 90) в стоимостном выражении за указанный период сократился на 8,6 процента.

Существенное сокращение реальных располагаемых доходов населения и инвестиционной активности в сочетании с негативными ожиданиями макроэкономической нестабильности обусловили отрицательную динамику рассматриваемого сектора экономики за 8 месяцев 2015 года, вследствие чего в данный период относительно соответствующего периода 2014 года отмечается сокращение объемов производства машин и оборудования на 14,1%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 7,7%, транспортных средств и оборудования на 17,7 процента.

В настоящее время на развитие высокотехнологичных секторов экономики оказывает сдерживающее влияние ряд ограничений, в том числе технологическая отсталость отдельных производств, введение секторальных санкций, ограничивших доступ предприятий страны к отдельным зарубежным технологиям и капиталам, высокая материало- и энергоемкость производства, низкая производительность труда, недостаток финансовых ресурсов (в том числе на проведение НИОКР), зависимость от поставок импортных комплектующих.

Таким образом, общесистемным фактором развития машиностроительного комплекса в среднесрочной перспективе (2015 - 2018 годы) является эффективность реализации мероприятий, направленных на снижение негативного влияния указанных ограничений, к которым, в частности, относятся:

повышение конкурентоспособности продукции российского производства за счет развития производственной инфраструктуры, реализации перспективных инвестиционных проектов, создания научно-технического задела (в рамках реализации федеральных целевых программ, программ инновационного развития предприятий, проектов институтов развития и государственных корпораций);

развития совместных производств конечных продуктов и комплектующих с ведущими зарубежными организациями (в автомобилестроении, транспортном машиностроении, станкостроении, сельхозмашиностроении, авиастроении и других секторах);

реализация Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы и расширение военно-технического сотрудничества;

реализация мер, направленных на импортозамещение продукции машиностроительного комплекса.

Данные мероприятия будут реализовываться в том числе при масштабном государственном стимулировании развития машиностроительного комплекса.

При этом вышеуказанные негативные тенденции в основном рассматриваются как краткосрочные, так, в 2016 - 2018 гг. ожидается положительная динамика производства продукции машиностроения.