См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Стимулирование инновационной деятельности в крупных государственных и частных компаниях

Стимулирование инновационной деятельности в крупных

государственных и частных компаниях

В настоящее время продолжают реализацию программ инновационного развития 60 крупнейших акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий (госкомпании).

В период 2010 - 2013 гг. наблюдалась положительная динамика ключевых показателей, характеризующих финансирование и результативность инновационной деятельности госкомпаний:

увеличение финансирования исследований и разработок в 2010 - 2013 гг. - с 172 до 391 млрд. рублей;

прирост годовых затрат на исследования и разработки: 39% в 2011 г., 28% в 2012 г. и 17% в 2013 году;

изменение доли затрат на исследования и разработки в выручке: с 1,59% в 2010 году до 2,02% в 2013 году;

рост доли внебюджетного финансирования исследований и разработок: с 32% в 2010 году до 37,9% в 2013 году;

прирост производительности труда (выручки на сотрудника) за 2011 - 2013 гг. - на 63% в номинальном выражении и на 23% в реальном выражении, за вычетом добывающего сектора - 36 и 20% соответственно;

повышение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной: с 15,4% в 2011 году до 27,1% в 2013 году;

рост экспорта инновационной продукции с 76 до 247 млрд. рублей;

рост объемов взаимодействия со сторонними организациями (вузами, научными организациями, малыми и средними предприятиями) в виде аутсорсинга исследований и разработок: с 34% в 2011 году до 44% в 2013 году;

степень достижения плановых значений ключевых показателей эффективности (КПЭ), предусмотренных ПИР на 2013 год, составляет 88 процентов.

В 2014 году, согласно предварительным данным, наблюдается замедление положительной динамики показателей инновационной деятельности компаний, что связано с двумя факторами. Во-первых, за три года выполнения ПИР многие компании вышли на целевой уровень затрат на исследования и разработки в выручке, установленный с учетом соответствующих значений зарубежных компаний-аналогов. Во-вторых, наметилось замедление темпов экономического роста, что сказалось на показателях выручки компаний и, как следствие, производительности труда, а также инвестиционных возможностях компаний. Данное обстоятельство выводит на первый план проблему эффективного использования сокращающихся ресурсов на инновационное развитие и обеспечения в рамках реализации ПИР результатов, максимально применимых в деятельности компании.

Таким образом, 2011 - 2013 гг. можно охарактеризовать как период "экстенсивного" развития, для которого приоритетами были создание новых структур управления инновациями в компаниях и механизмов кооперации с субъектами инновационной среды (вузами, научными организациями, инновационными малыми и средними предприятиями), наращивание финансирования инновационной деятельности.

В 2014 году начался следующий этап реализации ПИР.

В 2015 - 2016 гг. компании осуществят актуализацию ПИР с учетом ряда новых приоритетов, отвечающих сложившейся макроэкономической обстановке, а также внутренним изменениям.

Новый этап реализации ПИР можно охарактеризовать как период "интенсивного" развития, когда на первый план выходят задачи повышения эффективности и качества использования ресурсов и механизмов, аккумулированных и созданных на первом этапе.

Наиболее актуальными задачами, стоящими перед госкомпаниями, являются повышение спроса на российскую инновационную продукцию (особенно малых и средних предприятий), обеспечение импортозамещения и внедрения российских технологий.

Компании также должны будут обеспечить взаимоувязку основных плановых документов, включая стратегии, долгосрочные программы развития, инвестиционные программы и ПИР, сформировать четкие системы целеполагания и распределения ресурсов для достижения поставленных стратегических целей, обеспечить повышение эффективности отбора проектов, распространение проектного принципа управления, ориентированного на результат.

Важными задачами, стоящими перед компаниями при актуализации ПИР, являются продление горизонта планирования и повышение качества и обоснованности долгосрочных технологических стратегий с целью реализации компаниями функции драйверов инновационного развития в соответствующих отраслях, включения их в разработку и использование важнейших межотраслевых технологий.

Работа с ПИР ведется в рамках общей логики повышения качества корпоративного управления в госкомпаниях, внедрения систем мотивации топ-менеджмента, основанных на увязке вознаграждения с достижением КПЭ. В частности, с 2016 года для менеджмента планируется ввести КПЭ инновационной деятельности с весом до 25 процентов.

В 2014 году на примере шести компаний была апробирована система независимой экспертизы реализации ПИР при участии институтов развития, которую в дальнейшем планируется распространить на все компании (как в ходе оценки актуализированных в 2015 году ПИР, так при последующей их реализации).