См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Производство основных видов транспортных средств и оборудования

Производство основных видов транспортных средств

и оборудования

(% к предыдущему году)

2014 год отчет

2015 год оценка

прогноз

2018 год к 2014 году

2016 год

2017 год

2018 год

Электровозы магистральные

94,8

72,8

102,0

102,8

103,8

79,2

Вагоны грузовые магистральные

90,7

55,7

117,0

106,2

105,9

73,3

Автомобили грузовые

74,3

80,3

100,9

107,5

107,2

93,4

Автомобили легковые

90,3

78,8

100,3

110,2

108,4

94,4

При этом в период до 2018 года для транспортных средств и оборудования будет характерна стабилизация объемов производства в отличие от значительного сокращения производства в 2015 году.

Так, в части автомобильной техники в 2015 году производство легковых автомобилей сократится на 21,2 процента, что в том числе обусловлено сокращением реальных располагаемых денежных доходов, а также нарастающей макроэкономической нестабильностью.

При этом ожидается рост производства легковых автомобилей в среднесрочной перспективе. Так, в 2018 году по отношению к 2015 году рост производства легковых автомобилей составит 19,8 процента. Указанная динамика будет обусловлена ростом реальных располагаемых доходов населения, а также дополнительными мерами государственной поддержки.

В части грузовых автомобилей в 2015 году также отмечается сокращение продаж и, соответственно, производства, что связано в том числе с сокращением коммерческого грузооборота автомобильного транспорта (оценка сокращения в 2015 году - 3,5 процента). При этом в среднесрочной перспективе рост коммерческого оборота в 2016 - 2018 гг. на 4,5%, а также дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные в автомобильной промышленности, будут способствовать увеличению производства грузовых автомобилей в 2018 году по отношению к 2015 году на 16,3 процента.

При этом в данной ситуации предполагается опережающее развитие производства автомобилей и сокращение доли импорта (поддерживаемое в том числе ослаблением курса рубля), необходимым условием которого является своевременное формирование механизмов поддержки и защиты отечественных автомобилестроительных предприятий, разработанных с учетом соответствующих норм и требований ВТО.

На развитие производства автомобильной техники в среднесрочной перспективе будет оказывать влияние реализация инвестиционных проектов по созданию новых конкурентоспособных производств и расширению действующих производственных мощностей (в том числе определенных в соответствующих программах инновационного развития ПАО "КАМАЗ" и ОАО "АВТОВАЗ"), которые позволят расширить производство ряда новых моделей автомобилей.

Повышение технологического потенциала автомобильной промышленности в среднесрочной перспективе будет способствовать увеличению производительности труда в данном секторе машиностроительного комплекса в 2018 году относительно уровня 2014 года более чем на 34 процента.

Вместе с тем в среднесрочной перспективе существует ряд рисков, которые могут оказывать негативное влияние на развитие спроса на автомобильную технику, в том числе снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения и объемов коммерческого грузооборота автомобильного транспорта, а также низкая эффективность мероприятий по поддержке и защите отечественных автомобилестроительных предприятий в рамках норм и требований ВТО. В случае отсутствия адекватных рыночной ситуации мер защиты существуют высокие риски резкого сокращения объемов производства автотранспортных средств.

Развитие производства продукции транспортного машиностроения можно разделить на две подгруппы.

В части подвижного состава отмечается значительное сокращение производства. Так, производство вагонов грузовых магистральных по оценке на 2015 г. сократится на 44,3%, пассажирских магистральных - на 33,1 процента. Указанная динамика будет обусловлена снижением объемов платежеспособного спроса, связанного в том числе с относительным перенасыщением рынка, сокращением инвестиций в основной капитал, а также сокращением грузооборота и пассажирооборота (в 2015 года по отношению к соответствующему периоду предыдущего года коммерческий грузооборот железнодорожного транспорта сократится на 0,3 процента, пассажирооборот железнодорожного транспорта - на 8,4 процента).

При этом необходимость обновления парка локомотивов ОАО "РЖД" (износ которого превышает 75%), ограничиваемая в основном финансированием соответствующих разделов инвестиционной программы данного акционерного общества, в сочетании с ростом объемов грузооборота железнодорожного транспорта в среднесрочной перспективе (увеличение в 2018 году по сравнению с 2015 годом на 4%) будет способствовать увеличению объемов производства тягового подвижного состава, в частности, рост производства в 2018 году магистральных электровозов оценивается в 8,8% по сравнению с уровнем 2015 года.

Указанная положительная динамика может быть дополнительно поддержана реализацией мероприятий по стимулированию выбытия устаревшего парка и использования инновационной продукции с увеличенным ресурсом и осевыми и погонными нагрузками (в первую очередь, в рамках технического регулирования), которая может позволить увеличить объемы продукции, поставляемой транспортным компаниям.

Так, в целях стимулирования спроса на инновационную продукцию утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1223 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении скидки при условии приобретения инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой, а также на возмещение части затрат российским организациям на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой, в рамках подпрограммы "Транспортное машиностроение" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".

Основным фактором развития производства в 2015 - 2018 гг. в авиастроительном комплексе будет увеличение поставок авиационной техники в рамках государственного оборонного заказа и военно-технического сотрудничества, реализация которых будет способствовать аккумулированию ресурсов для развития производства продукции гражданского назначения. Использование данных ресурсов будет способствовать развитию гражданской авиационной техники, в том числе в части: МС-21, SSJ.

Основные направления развития производства в среднесрочной перспективе в авиастроительном комплексе в настоящее время определены в рамках Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года, государственной программой Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года", Стратегией развития газотурбинного двигателестроения Российской Федерации на 2008 - 2015 годы и на период до 2025 годы, Стратегией развития авиационной промышленности на период до 2015 года. Указанные направления предусматривают в том числе:

расширение объемов серийного производства сертифицированных образцов новой гражданской авиационной техники, включая беспилотные летательные аппараты;

развитие газотурбинного двигателестроения, в том числе создание газотурбинных двигателей и промышленных установок нового поколения, в частности, для топливно-энергетического комплекса;

создание эффективной системы обслуживания и ремонта гражданской авиационной техники и снабжение эксплуатирующих организаций запчастями и комплектующими деталями;

обеспечение соответствия отечественной авиационной техники мировым стандартам.

С целью обеспечения повышения эффективности развития авиастроения будут реализованы следующие механизмы государственной поддержки, к которым относятся:

стимулирование спроса (закупка воздушных судов для нужд Минобороны России, субсидирование лизинговым компаниям и авиакомпаниям части затрат, направленных на приобретение воздушных судов, взнос в ПАО "ГТЛК" на осуществление лизинга воздушных судов у АО "ГСС");

поддержка производственной деятельности и реализации инвестиционных проектов (увеличение уставных капиталов ключевых предприятий сектора, в том числе ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "ОПК "Оборонпром", реализация ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года", "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы", субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на техперевооружение предприятий отрасли).

Кроме того, дополнительными факторами, обеспечивающими развитие авиастроительного комплекса, являются:

реализация программ инновационного развития ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" и ОАО "ОПК "Оборонпром" с целью обеспечения производства новых видов авиационной техники, а также повышения эффективности производства и конкурентоспособности действующих типов летательных аппаратов посредством оптимизации корпоративной системы управления инновационной деятельностью;

участие производственных предприятий, научных и образовательных организаций в технологических платформах в области авиастроения (технологическая платформа "Авиационная мобильность и авиационные технологии"), которое позволит хозяйствующим субъектам расширить возможности обеспечения технологической модернизации, выпуска принципиально новой продукции, расширения набора партнерских взаимоотношений с контрагентами, интенсивной подготовки и переподготовки кадров с необходимыми технологическими компетенциями.

В 2016 году прогнозируемый объем производства гражданских самолетов составит 45 единиц. Всего за период 2016 - 2018 гг. ожидается выпуск до 168 самолетов.

Развитие судостроительного комплекса в 2015 - 2018 гг. будет определяться увеличением объемов государственного оборонного заказа, сохранением текущих объемов военно-технического сотрудничества, а также реализацией проектов в области гражданского судостроения в части строительства для нужд ПАО "Газпром", ГК "Росатом", ОАО "Совкомфлот", ОАО "Новатэк", ОАО "Роснефть" и других компаний и пароходств судов и офшорной техники для освоения континентального шельфа (буровых установок, технологических платформ, судов снабжения), морских транспортных судов (танкеров, газовозов), судов специального назначения (ледоколов, научно-исследовательских судов), судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов.

При этом данные процессы будут реализованы с использованием механизмов государственной поддержки развития судостроительной промышленности, определенных в государственной программе Российской Федерации "Развитие судостроения на 2013 - 2030 годы" (далее - госпрограмма), в том числе в части повышения научно-технологического потенциала (ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы, "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы"), а также реализации мероприятий госпрограммы по развитию судостроительной науки), развития лизинга в сфере судостроения, развития производственных мощностей гражданского судостроения в Дальневосточном регионе (в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству судостроительного комплекса на базе ОАО "ДВЗ "Звезда").

Также с целью развития судостроительного комплекса принять Федеральный закон "О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства", который предусматривает ряд мер по стимулированию отечественного судостроения и устанавливает ряд преференций для предприятий судостроительной отрасти. В рамках указанного Федерального закона комплексно объединены меры по стимулированию судостроения и судоходства в Российской Федерации.

В ближайшие годы планируется увеличить строительство гражданских судов, а именно: на 2016 год прогнозируется строительство до 62 судов, в 2017 году - до 70, в 2018 году - до 72.

Всего за указанный период ожидается строительство 246 судов, в том числе морских транспортных судов (танкеров) - 16, речных судов смешанного плавания (танкеров, сухогрузов) - 65, пассажирских судов - 43 (морских - 12, речных - 31), судов промыслового флота - 15, судов обеспечения - 93, судов и плавсредств для работы на шельфе - 14.

На развитие производства космической техники в 2015 - 2018 гг. (открытая часть) будет оказывать влияние эффективность реализации основных программных документов в сфере космической деятельности (Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы и "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы" (а также новые редакции данных ФЦП на 2016 - 2025 годы), ФЦП "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы" и другие программы и проекты, запланированные к реализации в рамках государственной программы "Космическая деятельность России").

В рамках указанных программ предполагаются к реализации мероприятия в части:

наращивания и поддержания орбитальных группировок систем фиксированной космической связи и телевещания, ретрансляции, подвижной персональной спутниковой связи, систем космического метеорологического мониторинга, космического мониторинга окружающей среды, проведения фундаментальных космических исследований, поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, а также создания новых космических аппаратов для деятельности по данным направлениям;

развития российского сегмента международной космической станции;

создания перспективной пилотируемой транспортной системы;

создания перспективных средств выведения, в том числе для космодрома "Восточный", и обеспечения их серийного производства;

замены космических аппаратов "Глонасс-М" системы ГЛОНАСС усовершенствованными аппаратами "Глонасс-К";

формирования научно-технического и технологического заделов для создания ракеты-носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности;

дальнейшего развития объектов наземной инфраструктуры, специального оборудования и производственных технологий;

реализации проектов использования космических технологий и информации в социально-экономических целях;

развития системы космодромов, используемых Российской Федерацией.

Расширение масштабов космической деятельности приводит к увеличению запусков космических аппаратов и, соответственно, к росту объемов производства ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов социально-экономического, научного и военного назначения, в связи с чем уровень производства в ракетно-космической промышленности (для общего объема выпуска отрасли) в 2018 году по отношению к 2011 году может составить 150% (в сопоставимых ценах).

Дополнительным важным результатом реализации программ по развитию ракетно-космической промышленности в среднесрочной перспективе будет являться увеличение производительности труда в данном секторе машиностроения в 2018 году относительно уровня 2011 года более чем на 39% (в сопоставимых ценах).

При этом в отношении указанных секторов машиностроения существуют значительные риски возможного сокращения параметров государственного оборонного заказа и соответствующих федеральных целевых программ, в связи с чем указанная динамика производства может сократиться на 3 - 4% от указанных параметров.