См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Динамика объема платных услуг населению

(% к предыдущему году)

2013 год

2014 год

2015 год оценка

прогноз

2018 год к 2015 году

2016 год

2017 год

2018 год

Платные услуги населению

2,0

1,1

-2,1

0,2

1,3

2,1

3,6

Бытовые услуги

5,7

1,6

-4,2

-0,1

0,7

1,4

2,0

Транспортные услуги

1,2

-0,3

-2,6

0,0

1,1

1,2

2,3

Услуги связи

3,9

2,1

-0,8

-0,3

0,2

2,4

2,3

Жилищные услуги

1,6

-0,3

-2,6

0,5

0,8

1,7

3,0

Коммунальные услуги

-0,3

0,7

-1,5

0,7

0,7

1,6

3,1

Услуги учреждений культуры

1,6

-1,3

2,1

0,3

1,4

1,7

3,4

Туристские услуги

2,6

-6,4

-12,7

-0,7

7,8

8,4

16,0

Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения

3,1

3,5

0,9

0,0

1,3

1,3

2,6

Услуги физической культуры и спорта

6,7

6,4

8,0

3,5

4,6

5,4

14,0

Медицинские услуги

3,5

4,0

4,2

0,7

3,8

4,3

8,9

Санаторно-оздоровительные услуги

-0,2

4,2

1,8

-0,5

0,8

0,8

1,1

Ветеринарные услуги

7,2

3,2

-0,9

0,3

1,7

1,5

3,5

Услуги правового характера

0,2

-3,8

-3,7

-0,2

1,5

1,8

3,2

Услуги системы образования

-1,2

-2,0

-2,9

0,5

2,0

2,4

5,0

В базовом варианте прогноза предполагается, что к 2018 году рынок медицинских услуг вырастет по сравнению с 2015 годом на 8,9 процента.

Проведение различного рода акций, таких как "Ночь в музее", тематических выставок, постановка мюзиклов, повысило интерес населения, и прежде всего молодежи, к посещению музеев, театров и кино. Благодаря этому рынок услуг культуры в прогнозный период будет иметь положительный тренд и за 2016 - 2018 гг. их объем увеличится на 3,5 процента.

Несмотря на позитивное развитие рынка платных услуг социальной сферы, их доля на рынке платных услуг в среднесрочной перспективе существенно не изменится.

Туристический бизнес, обвалившийся в конце 2014 года на фоне девальвации рубля и ограничений по выезду, пока не демонстрирует восстановление активности.

Сберегательная модель поведения, ведущая к ограничению необязательных расходов, на фоне падения курса рубля и связанного с ним существенного повышения стоимости загранпоездок, способствовали сокращению выезжающих за границу с целью туризма.

По итогам первого полугодия 2015 г. число выездов российских граждан за границу с целью туризма сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 33,5 процента.

В качестве "импортозамещения" туристический бизнес мог бы переориентироваться на внутренний рынок, однако из-за недостаточно развитой инфраструктуры спрос на внутренний туризм пока не в состоянии компенсировать обвал выездного туризма, которому ослабление рубля могло бы дать существенные преференции в виде снижения расходов для иностранных туристов пока развивается слабыми темпами из-за геополитической напряженности, вынуждающей отказываться от поездок в Россию.

Предполагается, что к 2018 году объем рынка туристских услуг увеличится по сравнению с 2014 годом на 1,3 процента.

Основными драйверами рынка платных услуг населению в среднесрочной перспективе по-прежнему остаются услуги связи, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, которые относятся к разряду "обязательных услуг" и доля которых в объеме услуг составляет около 64 процентов.

Сохраняющейся положительной динамике предоставления услуг связи будет способствовать повышение качества предоставляемых услуг, реформирование почтовой связи, поиск и внедрение новых форм обслуживания населения. Распространение компьютерной грамотности, а также увеличение предпринимательской активности будут способствовать более интенсивному информационному обмену, росту межличностных коммуникаций и, как следствие, дальнейшему росту таких видов услуг связи, как подвижная электросвязь (сотовая) и присоединение и пропуск трафика. Достаточно динамичное развитие рынка услуг связи сохранится до 2018 года. Среднегодовой прирост услуг связи в 2015 - 2018 гг. несколько замедлится ввиду постепенного насыщения рынка, но сохранит положительную динамику роста и составит 0,8 процента.

В настоящее время на рынке жилищно-коммунального хозяйства действует около 60 тыс. предприятий и организаций, муниципальных, частных и смешанных, по предоставлению услуг населению. Населению России оказывается 16 видов жилищных и 41 вид коммунальных услуг.

Ситуация на рынке жилищно-коммунальных услуг в 2016 - 2018 гг. будет складываться под влиянием сохранения устойчивого опережения роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги по сравнению с другими видами услуг и высокой доли неплатежей населения.

Предполагается, что к 2018 году по сравнению с 2015 годом объемы жилищных и коммунальных услуг увеличатся на 3 процента.

Основными драйверами развития рынка транспортных услуг будут повышение качества транспортного обслуживания населения, внедрение рациональных схем городских маршрутов, использование на предприятиях пассажирского транспорта систем контроля качества на основе международных стандартов.

Сдерживающее влияние на динамику платных транспортных услуг будет оказывать дефицит бюджетных средств, недоинвестирование в транспортный парк и инфраструктуру общественного транспорта, рост количества легковых автомобилей в личном пользовании граждан, высокий удельный вес количества пассажиров, имеющих право льготного и бесплатного проезда, который в общем количестве перевезенных пассажиров составляет порядка 20 процентов.

Прогнозируется, что к 2018 году объем платных транспортных услуг для населения по сравнению с 2015 годом увеличится на 2,3 процента.

В последние годы рынок бытовых услуг населению развивался достаточно высокими темпами.

В среднесрочной перспективе у домашних хозяйств, в основном в семьях с высоким уровнем достатка, сохранится интерес к потреблению отдельных видов бытовых услуг, таких как техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, ремонт и строительство жилья и других построек, услуги ателье и парикмахерских и т.д.

К 2018 году рынок бытовых услуг увеличится по сравнению с 2015 годом на 2 процента.

Несмотря на различие тенденций развития отдельных видов услуг, в 2016 - 2018 гг. не произойдет значительного изменения их структуры (в фактических ценах). По-прежнему около 60% от общего объема расходов населения на услуги будет приходиться на услуги, низко эластичные к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги, отдельные виды услуг пассажирского транспорта, связи). Услуги, эластичные к доходам населения - культуры, медицинские и образования, туризма, санаторно-оздоровительные услуги - будут иметь стабильные темпы роста, но доля каждой из них в общем объеме невысока.