2. Методика мониторинга качества функционирования Информационных систем

Измерение качества функционирования информационных систем, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме производится путем анализа Оператором СМЭВ записей логов СМЭВ на предмет наличия кодов событий, свидетельствующих о фактах ошибок.

Коды событий ошибок в логах СМЭВ:

- Ошибка вызова внешнего сервиса поставщика (код 1205) - ошибка на стороне сервиса ведомства

- Внешний сервис поставщика временно недоступен (код 1210) - сервис не отвечает в установленный таймаут

- Внешний сервис поставщика временно недоступен (код 1211) - сервис заблокирован служебным инструментом проверки доступности сервисов СМЭВ

- Сертификат ответа не действителен (код 1120) - ответ от ведомственного сервиса подписан не валидным сертификатом электронной подписи

Коды событий успешной обработки запросов в логах СМЭВ:

- Получено сообщение (код 1010) - сообщение от потребителя получено СМЭВ

- Сообщение доставлено поставщику (код 1080) - сообщение прошло проверки СМЭВ и отправлено ИС поставщика сервиса

- Сообщение получено от поставщика (код 1090) - ответ от поставщика сервиса получен СМЭВ

- Сообщение передано потребителю (код 1140) - ответ прошел проверки СМЭВ и отправлен ИС потребителя

На основании данных измерений определяется уровень качества функционирования информационных систем. Уровень качества высчитывается в процентах путем определения доли межведомственных запросов, обработанных с ошибкой, в общем объеме межведомственных запросов, направленных на сервисы данной ИС посредством СМЭВ за период измерений.

Дополнительно Оператором СМЭВ производится учет и обработка фактов ответов на межведомственные запросы, в которых предоставлены некорректные данные. Все подобные факты подлежат разбирательству и выяснению причин, а также планированию корректирующих действий.

Уровень качества определяется еженедельно Оператором СМЭВ. Измерения проводятся с 00:00:00 понедельника по 23:59:59 воскресенья соответствующей отчетной недели. В статистическую выборку не принимаются периоды запланированных профилактических работ и работ по установке обновлений ИС поставщиков. Операторы ИС обязаны извещать оператора СМЭВ о планируемых профилактических работах и работах по установке обновлений посредством Ситуационного центра электронного правительства. Профилактические работы и работы по установке обновлений должны планироваться на периоды наименьшей востребованности ИС, в ночное время и в выходные дни. По факту завершения профилактики Оператор ИС направляет уведомление Оператору СМЭВ.

На основании данных еженедельного мониторинга качества определяется рейтинг уровня качества Операторов ИС. Рейтинг регулярно выносится на рассмотрение Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.