ЗАКЛЮЧЕНИЕ

93. Как указывалось в начале данного отчета, дискуссии этого года по типологиям были направлены на то, чтобы проанализировать особо важные задачи, связанные с текущей работой ФАТФ, и продолжить углубленное рассмотрение методов и тенденций, изначально обозначенных в ходе предыдущей работы по типологиям. Финансирование терроризма и выполнение СР остаются основным предметом пристального внимания ФАТФ, поэтому на дискуссиях этого года изучение роли банковских переводов и НкО в финансировании терроризма признано крайне важным для всей работы ФАТФ. Проведенный в этом году анализ уязвимых мест для отмывания денег в страховом секторе включил ряд проблем, выявленных на прошлогодних дискуссиях. Несмотря на то, что вопрос о влиятельных политических лицах и профессиональных консультантах рассматривался на предыдущих дискуссиях, его включение в программу текущего года было обусловлено изданием новых Сорока рекомендаций ФАТФ, в которых предусматривается ряд мер, направленных на работу с рисками в этих двух сферах.

94. В ходе подготовки к дискуссиям и рассмотрению трех тем нынешнего года (банковские переводы, НкО и страховой сектор) был использован новый подход. Он включает в себя проведение дополнительного анализа и обсуждение указанных тем до совещания экспертов. Указанный подход также предусматривает организацию семинаров непосредственно во время совещания экспертов, с тем чтобы способствовать концентрации внимания и служить дополнительным средством для обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Реакция экспертов на новый подход была по большей части положительной, и поэтому организаторы, вероятнее всего, воспользуются этим опытом для дальнейшего улучшения дискуссий по типологиям.

95. В отношении электронных переводов и их связи с финансированием терроризма эксперты пришли к выводу, что они являются механизмом, который часто используется для поддержания различных типов террористических организаций. Хотя следственные органы оказываются в состоянии воспроизвести террористические цепочки посредством использования электронных переводов после того, как они будут выявлены, тот факт, что многие трансграничные переводы не содержат полной идентификационной информации об инициаторе перевода, служит ключевым препятствием для определения этих связей. Более того, исходное установление факта использования электронных переводов террористами остается в настоящее время затруднительным, учитывая незначительный, как правило, объем отдельных трансакций и общую нехватку других полезных показателей.

96. НкО и их роль в обеспечении финансирования террористов продолжает оставаться ключевым объектом пристального внимания ФАТФ. Эксперты на дискуссиях этого года по типологиям достигли прогресса в понимании типов злоупотреблений с НкО и специфических финансовых "красных флажков", которые могут быть показателями этого. Эксперты попытались также идентифицировать некоторые из проблем, касающихся надзорных систем для этого сектора, и меры, которые могут приниматься для снижения степени уязвимости НкО для использования террористами. Необходимо будет продолжать эту работу, чтобы в дальнейшем улучшить понимание рисков, связанных с финансированием терроризма, поскольку в ряде стран они касаются сектора НкО.

97. В этом году ФАТФ впервые проанализировала риски, которые непосредственно связаны с отмыванием преступных доходов в страховом секторе. Эксперты обсуждали вопрос о том, не кажется ли объем отмываемых преступных доходов, который выявляется в секторе, непропорционально малым при сопоставлении с размерами самого сектора в целом. Более того, существуют потенциально уязвимые места, которые, очевидно, присущи самому сектору. Однако эксперты не достигли консенсуса по этим вопросам. Похоже, что начинает формироваться более полное понимание этих уязвимых мест в той мере, в какой они касаются конкретных сфер или типов продуктов. Правда, эксперты согласились с тем, что необходимо больше работать для обеспечения идентификации всех сфер риска. В равной степени, может быть, необходимо действовать с целью разработки дополнительных показателей, конкретно касающихся этих сфер.

98. Предыдущие дискуссии ФАТФ по типологиям были направлены на анализ рисков отмывания преступных доходов, связанных с влиятельными политическими лицами. Обсуждение выступлений и материалов, представленных для дискуссий текущего года по данному предмету, подтверждает результаты прежних наблюдений как по характеру, так и тенденциям, связанным с этим риском. Хотя определенные случаи показывают, что влиятельные политические лица используют посредников или прочие формы предоставления посреднических услуг во избежание обнаружения, очень часто похоже, что незаконные финансовые операции влиятельных политических лиц были бы четко установлены, если бы финансовое учреждение, которое открывает счет и проводит по нему операции, выполняло соответствующую процедуру по реализации мер по работе с клиентами (customer due diligence - CDD). Эксперты обращают внимание на некоторые трудности в установлении того, следует ли некое лицо считать влиятельным политическим лицом, и на настоящий момент, похоже, наилучшим решением является усиление неофициального взаимодействия среди партнеров на международном уровне.

99. Аналогичным образом ФАТФ анализирует также некоторые риски, связанные с услугами, которые предоставляются профессиональными консультантами, специализирующимися в правовой и финансовой сферах. Вновь работа во время дискуссий этого года подтвердила и несколько расширила понимание специфических характеристик данного сектора, которые делают его уязвимым для отмывания преступных доходов. Многие члены ФАТФ приступили к осуществлению мер, которые приведут к тому, что профессиональные консультанты будут обязаны исполнять те действия, которые выполняют финансовые организации в отношении необходимых процедур по реализации мер по работе с клиентами (customer due diligence - CDD), ведения документации и сообщений о подозрительных трансакциях. Ряд экспертов подчеркивали, что определенные уязвимые места или риски, идентифицированные в отношении профессиональных консультантов (равно как и для ведения дел с влиятельными политическими лицами), можно было бы уменьшить, если бы последовательно и тщательно применялись меры по ПОД/ФТ.

100. Представители стран всего мира (как членов ФАТФ, так и не входящих в ФАТФ), равно как и ряда международных организаций, участвовали в XV дискуссиях по типологиям ФАТФ. Их эксперты оказались в состоянии объединить разносторонний опыт отдельных юрисдикций в противостоянии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма и затем применили этот опыт в отношении пяти тем дискуссий нынешнего года. Наряду с тем, что усилия, подобные дискуссиям по типологиям ФАТФ, помогают росту понимания специфических тем, выбранных для конкретных дискуссий, они служат также в качестве важного форума для обмена мнениями между экспертами из оперативных служб (то есть полиции, прокуратуры, органов регулирования, финансовой разведки) и теми лицами, которые формируют и претворяют в жизнь политику правительства. Именно этот обмен мнениями является в конечном счете существенным элементом усилий ФАТФ, направленных на обеспечение и при необходимости усовершенствование Сорока рекомендаций ФАТФ и Восьми специальных рекомендаций ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма.