ВСТУПЛЕНИЕ

7. Отмывание преступных доходов и финансирование терроризма представляют собой два типа финансовых преступлений с разрушительными эффектами, которые скрываются за, казалось бы, безобидными финансовыми трансакциями. Криминальные доходы, от полученных мелкими наркодилерами до имущества, похищаемого из государственной казны правительственными чиновниками, обладают способностью коррумпировать и, в конечном счете, дестабилизировать общество или даже целиком национальные экономики. Террористы могут осуществлять свою неправомерную деятельность через свои сети посредством и при содействии скрытых структур финансовой поддержки. В обоих случаях для отмывания преступных доходов и поддержки террористической деятельности преступники или террористы используют несовершенства легальной финансовой системы.

8. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием преступных доходов (ФАТФ) проводит ежегодные встречи для того, чтобы проанализировать методы и тенденции (типологии) отмывания преступных доходов и начиная с 2001 г. финансирования терроризма. Основная цель этой работы состоит в том, чтобы получить материалы, которые помогут лицам, формирующим политику ФАТФ, в разработке и совершенствовании стандартов по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ). Кроме того, результаты, получаемые в ходе ежегодных дискуссий, служат базой для информирования более широкой аудитории (сотрудников регулирующих органов, правоохранительных ведомств и органов финансовой разведки (далее - ОФР), равно как и общественности в целом) относительно характерных черт и тенденций отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

9. Высшей точкой дискуссий ФАТФ по типологиям является совещание экспертов. Совещание текущего года проходило 17 и 18 ноября 2003 года в г. Оахаке (Мексика) под председательством мексиканского ОФР. В совещании экспертов приняли участие 35 юрисдикций, в том числе представители стран - членов ФАТФ: Аргентины, Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Гонконга (Китай), Дании, Испании, Италии, Канады, Королевства Нидерландов, Люксембурга, Мексики, Новой Зеландии, Норвегии, Португалии, Сингапура, Соединенных Штатов Америки, Франции, Швейцарии, Швеции, Южной Африки, Японии и Совета по сотрудничеству арабских государств Персидского залива. В работе совещания приняли также участие представители региональных организаций ФАТФ: Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием преступных доходов (APG с участием представителей из Кореи, Индии и секретариата APG), Карибской оперативной группы по борьбе с финансовыми преступлениями (CFATF, с участием представителей Багамских островов, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Панамы и Венесуэлы), Специального комитета экспертов Совета Европы по оценке мер по борьбе с отмыванием преступных доходов (Moneyval с участием представителей Монако, Румынии и Украины). Своих представителей в качестве наблюдателей направили также следующие организации: Группа Эгмонта, Европол, Международный валютный фонд (МВФ), Международная ассоциация надзора за страховым рынком (IAIS), Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO), Интерпол, Офшорная группа банковского надзора, Организация американских государств и Всемирный банк.

10. Ежегодно дискуссии ФАТФ по типологиям акцентируют внимание на определенном ряде тем и предметов обсуждения, которые согласовываются предварительно на пленарном заседании ФАТФ. Участники пленарного заседания стараются выбрать темы в соответствии с текущей работой всей организации или действовать в развитие методов и тенденций, выявленных в ходе предыдущих дискуссий по типологиям. В результате на 2003 - 2004 гг. были выбраны пять тем. Рассмотрение безналичных переводов в связи с финансированием терроризма и с НкО были предметами обсуждения XV Пленарного заседания ФАТФ. Они продолжают предыдущую работу по типологиям, а также являются материалом для разъяснения применения положений Восьми специальных рекомендаций ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма (далее - СР). Уязвимые места страхового рынка для отмывания преступных доходов - третья тема - была выбрана в развитие результатов исследований ФАТФ по типологиям, проведенным ранее. Наконец, в качестве двух последних тем ФАТФ рассматривает риски отмывания преступных доходов, связанные с влиятельными политическими лицами и со специалистами, оказывающими консультационные услуги в области права и финансов. В настоящее время разработаны меры, применяемые в отношении влиятельных политических лиц и профессиональных консультантов, предусмотренные новой редакцией Сорока рекомендаций ФАТФ, выпущенной в июне 2003 года, поэтому работа по типологиям на текущий год была направлена на получение дополнительной информации о характере и масштабах угроз в этих двух сферах.

11. В отличие от прошлых лет был использован несколько иной регламент работы экспертов. В целях более детального рассмотрения проблем вопросы, касающиеся использования безналичных переводов, НкО и страхового сектора, обсуждались группами экспертов до совещания. Затем, во время совещания экспертов, состоялась промежуточная сессия в меньшем составе (в которой приняли участие около 30 специалистов) для обсуждения каждой из этих трех тем, чтобы определить тенденции и проанализировать последствия, которые могут быть вызваны выявленными типологиями. Результаты работы трех семинаров затем были представлены на совещании с участием всех экспертов, на котором они дополнительно обсуждались одновременно с рассмотрением проблем, связанных с влиятельными политическими лицами и профессиональными консультантами.

12. В данном отчете рассматриваются ключевые выводы по каждому вопросу, по итогам трех рабочих совещаний, общего совещания экспертов и письменных материалов, представленных участвующими делегациями до совещания. Согласно общепринятой практике ФАТФ данный отчет включает конкретные примеры, взятые из письменных докладов и презентаций, сделанных во время совещания. Тексты этих примеров воспроизводятся (там, где это возможно) в том виде, в каком они были представлены во время обсуждения. Тем не менее названия стран, национальные валюты и прочие детали были изменены для того, чтобы защитить некоторые аспекты, связанные с необходимостью соблюдения государственных интересов.