МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

В соответствии с пп. 5.4.(1).1, 5.4.(1).2 Положения о Федеральном Агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371, в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации Росморречфлот наделен полномочиями по принятию решений о резервировании земельных участков.

В целях реализации подпрограммы "Внутренний водный транспорт" Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 N 848, Федеральным агентством морского и речного транспорта в настоящее время проводятся мероприятия по проектированию и строительству нового низконапорного гидроузла в районе хутора Арпачин Ростовской области и Нижегородского низконапорного гидроузла.

Распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 22.12.2015 N СГ-429-р "О резервировании земель для государственных нужд в целях строительства низконапорного гидроузла в Багаевском районе Ростовской области (хутор Арпачин)" (далее - распоряжение Росморречфлота), установлены ограничения прав на земельные участки, указанные в приложениях к данному распоряжению, необходимые для достижения целей резервирования земель в соответствии с п. 3 ст. 70.1, ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

Порядок резервирования земельных участков определяется в соответствии с Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 441 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" (далее - Положение о резервировании земель).

В силу п. 3 Положения о резервировании земель решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов: документации по планировке территории, документов территориального планирования, в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности, государственной программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденных в установленном порядке.

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (п. 6 Положения о резервировании земель).

КонсультантПлюс: примечание.

Упомянутые ниже статьи 7 и 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ утратили силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ. С этого же срока государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.

Кроме того, орган государственной власти, принявший решение о резервировании земель, направляет копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (п. 8 Положения о резервировании земель).

Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 1222-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п. 9 Положения о резервировании земель).

В этой связи в январе - феврале 2016 года во исполнение распоряжения Росморречфлота в территориальные отделы Управления Росреестра по Ростовской области для проведения государственной регистрации ограничения прав на земельные участки были сданы копии распоряжения Росморречфлота.

По результатам проведенной правовой экспертизы документов государственными регистраторами Управления Росреестра по Ростовской области приняты решения о приостановлении заявлений Росморречфлота о государственной регистрации ограничения прав, в том числе по основаниям превышения срока резервирования по отдельным земельным участкам, ранее предоставленным физическим и юридическим лицам (копии прилагаются).

В силу п. 3 ст. 70.1 ЗК РФ земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", на срок не более чем два года.

Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

Между тем, по мнению Росморречфлота, несмотря на то, что срок резервирования земельных участков в соответствии с распоряжением Росморречфлота составляет пять лет, государственный регистратор вправе зарезервировать земельный(ые) участок(ки) на основании данного распоряжения Росморречфлота на меньшие сроки, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает терминологического определения - начала исчисления срока резервирования земель (с момента издания распоряжения федеральным органом государственной власти либо с момента внесения соответствующих сведений в ГКН и ЕГРП).

По мнению Росморречфлота имеется также правовая неопределенность относительно порядка внесения в ЕГРП ограничения прав резервирования земель на основании правоустанавливающего документа государственного органа.

В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.

При этом в силу п. 188 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 N 789, при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию прав на земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства, государственный регистратор (независимо от того, представил ли заявитель кадастровый паспорт или нет) направляет запрос о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, по мнению Росморречфлота, государственная регистрация ограничения прав на земельные участки на основании распоряжения о резервировании земель не требуется, так как сведения об ограничении прав к моменту государственной регистрации прав уже содержатся в сведениях государственного кадастра недвижимости.

На основании изложенного прошу Минэкономразвития России выразить позицию по затронутым вопросам.

К.В.СТАСЮК