II. Основные направления и этапы реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств-членов

II. Основные направления и этапы реализации

скоординированной (согласованной) транспортной

политики государств-членов

Государства-члены проводят скоординированную (согласованную) транспортную политику, направленную на последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности и создание общего рынка транспортных услуг Союза, где создаются равные (паритетные) условия оказания транспортных услуг с учетом особенностей, предусмотренных Договором о Союзе.

Реализация настоящих Основных направлений осуществляется государствами-членами поэтапно с учетом:

договоренностей государств-членов по вопросам транспорта, закрепленных в Договоре о Союзе;

национальных интересов каждого из государств-членов, уровня их экономического развития, степени развития национального рынка транспортных услуг;

особенностей регулирования транспортного сектора экономики и специфики его отраслей;

обязательств государств-членов, принятых ими при вступлении во Всемирную торговую организацию, а также в рамках международных договоров;

возможностей разработки и применения по взаимному согласию государств-членов общих подходов в целях обеспечения общих преимуществ на глобальном рынке транспортных услуг.

Отдельные положения настоящих Основных направлений реализуются посредством заключения международных договоров и принятия актов органами Союза.

Государства-члены поэтапно проводят мероприятия по формированию единого транспортного пространства и созданию общего рынка транспортных услуг Союза, исходя из особенностей отраслевого развития и положений, закрепленных в Договоре о Союзе для отдельных видов транспорта.

Государства-члены проводят скоординированную (согласованную) транспортную политику по созданию общего рынка транспортных услуг Союза в сфере автомобильного, воздушного, водного и железнодорожного транспорта с учетом положений соответствующих разделов настоящих Основных направлений.

Порядок, условия и этапность либерализации транспортных услуг определяются в международных договорах в рамках Союза. При этом для отдельных государств-членов могут предусматриваться более поздние сроки либерализации, что не является препятствием для других государств-членов осуществлять деятельность по формированию общего рынка транспортных услуг Союза.

Цели настоящих Основных направлений достигаются путем решения следующих задач:

принятие согласованных мер по обеспечению общих преимуществ в сфере транспорта и реализация наилучших международных практик, в том числе содействие более полной реализации географических преимуществ Союза при осуществлении транзитных транспортно-экономических связей между Европой и Азией, изучение, анализ и согласованное внедрение передового зарубежного опыта;

интеграция транспортных систем государств-членов в мировую транспортную систему, в рамках которой государства-члены:

определяют перечень международных договоров в области транспорта, по которым возможна выработка скоординированных позиций в целях учета интересов государств-членов в международных организациях;

создают условия для увеличения объемов и расширения географии экспорта транспортных услуг субъектами транспортной деятельности государств-членов;

реализуют совместные проекты в сфере транспорта и инфраструктуры в рамках сопряжения процесса строительства Союза с международными транспортными инициативами;

эффективное использование Союзом своего транзитного потенциала, что предусматривает:

повышение привлекательности транспортной инфраструктуры;

оптимальные условия (гибкие привлекательные тарифы, оптимизацию и упрощение видов контроля, совершенствование логистических технологий и др.) для осуществления международных перевозок пассажиров и грузов;

разработку и реализацию программ, способствующих развитию транзитных и мультимодальных перевозок пассажиров и грузов;

повышение качества транспортных услуг путем:

внедрения успешного передового опыта и наилучших международных практик в области пассажирских и грузовых перевозок, обеспечения транспортной доступности, регулярности и комфорта для пассажиров, применения передовых логистических технологий в области доставки грузов;

создания условий для обновления подвижного состава;

развития систем информационного обеспечения потребителей услуг пассажирских перевозок;

создания условий для беспрепятственного, удобного и безопасного доступа лиц с ограниченными физическими возможностями к транспортной инфраструктуре и транспортным средствам общественного пассажирского транспорта;

обеспечение безопасности на транспорте, совершенствование законодательства государств-членов в этой сфере, в том числе с учетом положений международных договоров, участниками которых являются государства-члены;

снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека, внедрение альтернативных видов топлива и возобновляемых источников энергии с целью снижения выбросов парниковых газов и увеличения доли применения экономичных и экологичных транспортных средств;

формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование привлечения капитальных вложений в развитие проектов в сфере транспорта, в том числе посредством разработки и внедрения инновационных технологий, снижения ресурсоемкости перевозок и их воздействия на окружающую среду, широкого внедрения в практику механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений, а также создание иных условий для повышения инвестиционной привлекательности.

Реализация настоящих Основных направлений осуществляется с учетом следующих приоритетов:

создание и развитие евразийских транспортных коридоров посредством:

согласованного установления государствами-членами транспортных коридоров и маршрутов;

формирования перечня транспортных коридоров и маршрутов по предложениям государств-членов с утверждением его органом Союза;

обеспечения технологической совместимости евразийских транспортных коридоров;

координации планирования и диспетчеризации трафика;

согласования привлекательных и гибких тарифных условий;

упрощения процедур таможенного и иных видов контроля;

развития прямых смешанных перевозок;

внедрения интеллектуальных транспортных систем (в том числе информационных систем) и применения современных технических средств (технического оснащения), позволяющих упростить передачу информации о товарах и транспортных средствах;

развития современного придорожного и сопутствующего сервиса;

реализация и развитие транзитного потенциала в рамках Союза, разработка и реализация мер, направленных на расширение евразийских транспортных связей, обеспечение свободы транзита с учетом договоренностей государств-членов по вопросам развития различных видов транспорта, устранение барьеров и упрощение процедур, влияющих на перемещение пассажиров и грузов;

координация развития транспортной инфраструктуры, в рамках которой государства-члены:

взаимно информируют о планируемых к реализации проектах по созданию или совершенствованию объектов транспортной инфраструктуры;

обеспечивают увязку планируемых к реализации кооперационных проектов по развитию объектов индустриально-инновационной инфраструктуры (промышленных кластеров, индустриальных парков и технопарков) с реализуемыми и планируемыми к реализации проектами создания объектов транспортной инфраструктуры в государствах-членах;

обеспечивают устранение "узких мест" сопредельной инфраструктуры, техническое оснащение стыковых пунктов и пунктов пропуска с учетом экономической целесообразности;

создание логистических центров и транспортных организаций, обеспечивающих оптимизацию процессов перевозки, взаимное информирование о реализации национальных проектов и программ, направленных на развитие транспортно-логистической инфраструктуры государств-членов, увеличение доли государств-членов на глобальном рынке транспортно-логистических услуг;

привлечение и использование кадрового потенциала путем создания условий для рационального использования высокопрофессиональных специалистов в области транспорта, гармонизации профессиональных и квалификационных требований к специалистам, развития сотрудничества в сфере обучения, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, развития конкурентоспособных центров, обеспечивающих подготовку кадров и повышение квалификации персонала;

развитие науки и инноваций в сфере транспорта, в том числе:

создание условий для планирования и проведения совместных исследований в целях разработки и внедрения инновационных технологий и интеллектуальных транспортных систем, энергосберегающих технологий, экологических ("зеленых") технологий, в том числе технологий, расширяющих использование альтернативных видов топлива и позволяющих снижать объемы выброса парниковых газов, скоростных и высокоскоростных транспортных систем, навигационных спутниковых систем GPS/ГЛОНАСС, информационных технологий организации перевозок, беспилотных транспортных средств;

формирование и развитие совместных современных, конкурентоспособных научно-образовательных центров;

расширение научно-технического сотрудничества, обмена информацией, передовым опытом ("ноу-хау") с целью развития транспортных технологий.