I. Общее описание плана мероприятий

1. Утверждение и реализация "дорожной карты" предусмотрены статьей 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".

Реализация "дорожной карты" направлена на повышение возможности инвалидов вести независимый образ жизни, всесторонне участвовать во всех аспектах жизни в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов.

2. В соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 599 <1>, настоящей "дорожной картой" определяются:

цели обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг образовательных организаций, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России);

значения показателей доступности для инвалидов объектов (зданий, сооружений и помещений), в которых им предоставляются услуги, и услуг, оказываемых им подведомственными Минкультуры России образовательными организациями, а также сроки их достижения на период 2016 - 2030 годов;

перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг и сроки их выполнения.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 26, ст. 3894).

3. Планируемое повышение значений показателей доступности объектов и услуг и сроки их достижения определено в "дорожной карте", исходя из:

норм статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <2>;

раздела свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 <3> в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений";

положений государственной программы "Доступная среда";

бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых Министерству культуры Российской Федерации на эти цели в федеральном бюджете.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2001, N 33, ст. 3426; 2004, N 35, ст. 3607; 2014, N 49, ст. 6928).

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 465).

4. "Дорожной картой" предусматривается создание правовых и иных необходимых условий для решения следующих основных проблем с обеспечением для инвалидов беспрепятственного доступа к объектам, указанным в пункте 2 настоящей "дорожной карты", и предоставляемым на них услугам (далее - объекты и услуги):

наличие до 90 процентов частично или полностью недоступных для инвалидов объектов, в которых им предоставляются услуги;

наличие неединичных фактов разработки технических заданий, согласования проектно-сметной документации и заключения договоров о строительстве (актов о приемке) новых зданий, осуществлении капитального ремонта (реконструкции) существующих объектов, закупке новых транспортных средств, использующихся для оказания услуг инвалидам, не соответствующих требованиям об обеспечении их доступности для инвалидов, установленных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положениями свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений";

наличие существующих объектов, которые невозможно до их капитального ремонта полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов и на которых собственниками объектов не принимаются предусмотренные частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, по предоставлению услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме;

неполная оснащенность некоторых объектов приспособлениями, средствами и источниками информации в доступной форме, необходимыми для получения инвалидами услуг наравне с другими лицами;

значительное количество сотрудников образовательных организаций, не прошедших инструктирование или обучение по вопросам, связанным с обеспечением их доступности и оказанием при этом помощи инвалидам, и не владеющих необходимыми для этого знаниями и навыками.

5. Целями "дорожной карты" являются:

создание инвалидам дополнительных условий для обеспечения равенства возможностей, личной самостоятельности, включенности в общество, индивидуальной мобильности и недискриминации по признаку инвалидности;

установление показателей, позволяющих оценивать степень доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом положений Конвенции о правах инвалидов;

определение и реализация мер по исключению после 1 июля 2016 г. приемки вводимых с этой даты в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию объектов и транспортных средств, не полностью приспособленных с учетом потребностей инвалидов в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов;

принятие мер по обеспечению собственниками объектов доступа инвалидов к местам предоставления услуг либо, когда это возможно, предоставление услуг в случае необходимости в дистанционном режиме;

оснащение объектов приспособлениями, средствами и источниками информации в доступной форме, позволяющими обеспечить доступность для инвалидов предоставляемых на них услуг;

включение в должностные регламенты (инструкции) сотрудников (специалистов), работающих с инвалидами, положений, определяющих их обязанности и порядок действий по оказанию инвалидам помощи и содействия в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами;

совершенствование системы федеральной статистической отчетности в целях более объективной оценки соблюдения прав инвалидов на безбарьерную среду;

проведение инструктирования или обучения сотрудников образовательных организаций по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов и услуг, а также оказанием инвалидам и лицам с ОВЗ необходимой помощи.

6. Основные ожидаемые результаты реализации "дорожной карты":

увеличение доли доступных для инвалидов зданий (помещений) образовательных организаций, подведомственных Минкультуры России, в их общем количестве с 5% в 2015 году до 100% в 2030 году <4>;

увеличение доли доступных образовательных услуг за счет:

увеличения количества специальных образовательных программ, адаптированных для инвалидов (по зрению и слуху) <5>;

увеличения количества необходимой учебно-методической литературы для обеспечения образовательного процесса.

--------------------------------

<4> С учетом положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

<5> Образовательным организациям, реализующим образовательные программы в области музыкального искусства, целесообразно иметь адаптированные для лиц с нарушением зрения образовательные программы; образовательным организациям, реализующим образовательные программы в области изобразительного искусства, целесообразно иметь адаптированные для лиц с нарушением слуха образовательные программы. Образовательные организации, реализующие образовательные программы в области хореографического и циркового искусства, не обязаны иметь адаптированные для лиц с нарушением зрения и слуха образовательные программы.