I. Общие положения

Концепция организации перевозок групп детей автобусами (далее - Концепция) разработана в соответствии с пунктом 16 Плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 августа 2015 г. N 5063п-П9.

В настоящее время федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при поддержке институтов гражданского общества принимаются организационно-правовые, организационно-технические и иные меры, направленные на снижение уровня аварийности на улично-дорожной сети страны. При этом деятельность по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма определена в качестве приоритетной при реализации мероприятий программно-целевого подхода в рамках специальных программ, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе при организации и осуществлении перевозок детей автомобильным транспортом.

Вместе с тем, проблема обеспечения безопасности дорожного движения остается одной из наиболее острых проблем современного российского общества.

Только в 2015 г. при 19549 дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП) погибло 737 детей в возрасте до 16 лет, получили ранения различной степени тяжести 20928 детей.

Из числа погибших в этот период детей 58,3% составили дети-пассажиры, 31,3% - дети-пешеходы. При этом следует отметить, что при определенном положительном изменении состояния детского дорожно-транспортного травматизма (число погибших в результате ДТП детей с 2005 по 2015 гг. сократилось почти в 1,8 раза), снижение числа погибших детей-пассажиров происходит более медленными темпами. Так за последние пять лет только в 2015 г. этот процесс был наиболее значимым (-22,1% по сравнению с 2014 г.). При этом, вследствие быстро увеличивающейся интенсивности и плотности транспортных потоков существенно возрастает тяжесть травмирования детей и подростков, особенно на магистральной сети дорог (множественные политравмы, сочетанные и черепно-мозговые травмы), способствуя тому, что 1,5 - 2% пострадавших в ДТП детей становятся полными или частичными инвалидами.

Таким образом, несмотря на положительную тенденцию в изменении состояния детского дорожно-транспортного травматизма, пока не удалось добиться существенного изменения уровня безопасности детей, участвующих в дорожном движении в качестве пассажиров.

Обеспечение безопасности при организованных перевозках групп детей автобусами представляет собой сложную систему взаимодействия организационно-правовых, технических, социологических и психолого-педагогических факторов.

В рамках мероприятий федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 <1>, особое внимание уделено разработке и практической реализации научно обоснованных мероприятий по предупреждению гибели и ранения детей на дорогах страны, снижению уровня инвалидизации детского населения в условиях высоких темпов автомобилизации страны.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 41, ст. 5183.

Учитывая сложившуюся ситуацию с аварийностью и увеличением за последние годы объемов организованных перевозок групп детей автобусами в образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, образовательную деятельность или деятельность в области физической культуры и спорта, медицинские организации, иные организации, особое внимание необходимо уделять повышению требований к организации этой работы во всех звеньях автотранспортной отрасли с целью достижения предельно высокого уровня безопасности в автоперевозочном процессе.

При разработке Концепции учитывался накопленный положительный зарубежный опыт аналогичной работы, а также результаты деятельности по организации перевозок детей в субъектах Российской Федерации (Удмуртская Республика, Краснодарский край, Липецкая, Ивановская, Калужская, Московская, Тверская, Рязанская области и ряд других субъектов Российской Федерации).

Также было принято во внимание, что по вине водителей, управляющих автобусами при перевозке организованных групп детей, ДТП происходят в основном из-за несовершенства управления и контроля за организацией перевозочного процесса, а также технического состояния автобусов.

В процессе учебно-воспитательной деятельности у образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, а также образовательную деятельность, возникает необходимость организованных перевозок групп детей к месту обучения, месту проживания, а также на различные мероприятия (экскурсии, музеи, театры, выставки). В процессе тренировочной деятельности у организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта, возникает необходимость организованных перевозок групп детей к месту проведения спортивных и тренировочных мероприятий и обратно. В процессе предоставления медицинских услуг у медицинской организации также возникает необходимость организованных перевозок групп детей к месту проведения комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья детей.

При этом организованная перевозка групп детей может осуществляться не только автобусами, предоставляемыми по договору фрахтования, но и автобусами, принадлежащими на праве собственности или на ином законном основании образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, образовательную деятельность или деятельность в области физической культуры и спорта, медицинской организации.

Вместе с тем, в большинстве случаев в указанных организациях, которым принадлежат автобусы, не созданы механизмы управления и контроля за всеми этапами организации и осуществления перевозочного процесса.

Например, согласно имеющимся данным, не более 15% школьных автобусов находятся на обслуживании в специализированных автотранспортных предприятиях. Остальные, как правило, эксплуатируются непосредственно образовательными организациями, не имеющими соответствующей базы для технического обслуживания автобусов, контроля за их техническим состоянием, особенно при выпуске на линию, а также необходимого количества специалистов для контроля за состоянием водителей, соблюдения ими установленного режима труда и отдыха.

Концепцией предлагается определить перечень и последовательность действий заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных организаций в реализации требований действующего законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, направленных на предотвращение ДТП, связанных с гибелью и ранением детей при их организованной перевозке автобусами, а также снижение тяжести последствий ДТП с детьми.