МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕСУРСОВ ЭКСПОЗИЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПАРКА

"РОССИЯ - МОЯ ИСТОРИЯ" НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Законодательство в сфере образования закрепляет право образовательных организаций на определение содержания образования, выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий, форм, методов и приемов работы по реализуемым ими образовательным программам (статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

Эти положения в полной мере относятся к использованию сетевой формы реализации образовательных программ с участием в том числе научных организаций и организаций культуры, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления различных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ).

В декабре 2015 года в Москве на ВДНХ (павильон N 57) состоялось открытие мультимедийной экспозиции-выставки "Исторический парк "Россия - Моя история" (далее - Исторический парк) (http://myhistorypark.ru).

Цель проекта - распространение гуманитарных знаний в России, развитие в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, идентифицирующих себя с Россией, ее историей и культурой.

Открытию Исторического парка предшествовали выставки мультимедийных исторических экспозиций в московском Манеже в ноябре 2013 и 2014 гг.

Первая экспозиция - "Романовы" - была приурочена к 400-летнему юбилею дома Романовых и представлена в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Краснодаре, а также в Крыму, где вошла в состав постоянной экспозиции Ливадийского дворца.

Вторая экспозиция - "Рюриковичи" - состоялась в рамках праздничных мероприятий в Москве и Санкт-Петербурге в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В сентябре 2016 года мультимедийная выставка "Моя история. Рюриковичи" открылась в Севастополе.

Третья экспозиция - "От великих потрясений к Великой Победе" (1914 - 1945 гг.) - открыта в мае 2016 года к 71-й годовщине Победы над фашизмом.

В 2017 году планируется открытие четвертой экспозиции Исторического парка, охватывающей период российской истории с 1945 по 2016 гг.

(Справочно. Материалы экспозиций цикла "Россия - Моя история" занимают более 22 тыс. кв. м и расположены на двух ярусах павильона. Разработчики проекта - ведущие историки, художники, кинематографисты, дизайнеры, специалисты по компьютерной графике. Это единственный в мире мультимедийный комплекс, представляющий всю историю России с древнейших времен до наших дней, "живой" учебник, позволяющий в увлекательной, доступной интерактивной форме рассказать об отечественной истории.

В Историческом парке представлены различные формы информационных носителей: сенсорные столы и экраны, вместительные кинотеатры, лайтбоксы, коллажи, проекторы, планшетные компьютеры и многое другое. В подготовке экспозиции использованы приемы видеоинфографики, анимации, трехмерного моделирования и цифровых реконструкций. Все это делает выставку привлекательной для посетителей всех возрастов.

История Отечества представлена панорамно. Экспозиции включают в себя 900 единиц мультимедийной техники, 11 кинозалов, 20 интерактивных 3D-носителей с реконструкцией исторических событий, мультимедийные карты, 20-метровый купол в виде шатра-кинотеатра, интерактивные панорамы и декорации, 270 метров "живой ленты" истории.

В сенсорных киосках выставки предусмотрен раздел архивных документов, которые можно не только посмотреть, но и переслать на электронную почту для личного пользования).

Экспозиции исторического парка были подготовлены Патриаршим советом по культуре при поддержке Правительства Москвы. Контент выставок постоянно обновляется, вводятся новые тематические экскурсионные программы, ориентированные на конкретные целевые аудитории, в том числе на детей школьного возраста, студенчество, педагогических работников и граждан, занятых в иных сферах деятельности, желающих расширить свои представления о важнейших событиях российской истории и ближе познакомиться с личностями, сыгравшими историческую роль в становлении и развитии российской государственности.

В 2016 - 2017 гг. Исторический парк планирует организовать масштабную работу по посещению экспозиций обучающимися образовательных организаций Москвы и Подмосковья, а в каникулярное время - для школьников, студентов, учителей и преподавателей истории из всех регионов страны.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС), поэтапно вводимые в школах Российской Федерации с 2011 года, предоставляют широкие возможности использования ресурсов Исторического парка в образовательной деятельности:

в рамках изучения учебных предметов (прежде всего истории, литературы, обществознания, права, окружающего мира, основ религиозной культуры и светской этики, предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России");

через факультативные и элективные учебные предметы, предлагаемые конкретной школой, в том числе исторической, военно-патриотической, краеведческой, социальной, культурологической тематики;

во внеурочной деятельности учащихся (дискуссионные площадки с просмотром и обсуждением экспозиций, заседания клубов любителей истории, разнообразная проектно-исследовательская (в том числе музейно-краеведческая) и научная деятельность;

в рамках реализации программы воспитания и социализации учащихся через такие направления, как духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация.

При планировании мероприятий педагогам целесообразно ориентироваться в том числе на календарь памятных дат российской истории (приложение).

Формы организации внеурочной деятельности с использованием ресурсов Исторического парка определяются образовательной организацией самостоятельно, с учетом ее возможностей и специфики основной образовательной программы.

В примерных основных образовательных программах общего образования, включенных в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru), представлены некоторые из возможностей использования экспозиций Исторического парка в образовательной деятельности.

На уровне начального общего образования - как форма реализации:

гражданско-патриотического воспитания (знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; содержанием и значением государственных праздников);

нравственного, духовного, культуротворческого и эстетического воспитания (получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края; развитие умения понимать красоту окружающего мира через художественные образы).

На уровнях основного общего и среднего общего образования - прежде всего при изучении учебных предметов:

"История" (изучение истории культуры, в том числе достижений российской культуры Средневековья, Нового времени и XX века).

"Изобразительное искусство", "Мировая художественная культура" ориентированных в том числе на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры через практическую художественно-творческую деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства.

Интерактивные экспозиции Исторического парка могут способствовать организации образовательной деятельности в логике ФГОС, в том числе реализации системно-деятельностного подхода, формированию ключевых компетенций обучающихся при организации индивидуальной и групповой проектно-исследовательской деятельности.