Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Введение

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113, одной из задач федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций является создание и поддержание в постоянной готовности к использованию систем оповещения гражданской обороны на территории Российской Федерации.

Следует отметить, что к началу 1992 года из бывших республик Советского Союза только Российская Федерация не имела автоматизированной системы оповещения, а 37% территориальных систем оповещения субъектов Российской Федерации нуждались в реконструкции.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансирование мероприятий по реконструкции существующих и созданию новых территориальных систем оповещения осуществлялось из бюджетов субъектов Российской Федерации. Но финансовые средства были выделены лишь в отдельных субъектах Российской Федерации и в объемах, позволивших провести частичную реконструкцию систем оповещения.

В целом, действующие системы оповещения гражданской обороны обеспечивают доведение сигналов и информации оповещения до всех органов управления ГОЧС и 78,5% населения Российской Федерации.

Вместе с тем техническую основу указанных систем составляют средства оповещения, разработанные до 1982 года, серийно не выпускаемые предприятиями России с 1994 года и находящиеся в эксплуатации свыше установленного эксплуатационного ресурса (12 лет). В результате снижаются готовность и надежность систем оповещения, возрастают затраты на их содержание.

Кроме этого, из-за интенсивного сокращения сетей проводного вещания и невозможности использования существующих средств оповещения на широко внедряемых цифровых сетях связи в субъектах Российской Федерации сокращается охват населения территориальными системами оповещения.

Одна из причин сложившегося положения - дефицит финансовых средств, направляемых в субъектах Российской Федерации и организациях на создание новых и реконструкцию существующих систем оповещения.

Сегодня проблема реконструкции систем оповещения актуальна более чем для половины субъектов и это число будет увеличиваться с каждым годом.

Наиболее остро данная проблема стоит в субъектах Российской Федерации Приволжско-Уральского и Дальневосточного регионов, где уже сегодня около 80% территориальных систем оповещения нуждаются в реконструкции.

Таким образом проблема обеспечения готовности и надежности систем оповещения населения и органов управления имеет особую важность для общества и государства.

В целях решения этой проблемы во исполнение решения Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций от 30 июня 2000 г. приказом МЧС России от 10 октября 2000 г. N 508 утверждена Программа реконструкции систем оповещения гражданской обороны на территории Российской Федерации до 2010 года, которая предусматривает поэтапную реконструкцию систем оповещения.

В соответствии с мероприятиями первого этапа (2000 - 2002 гг.) в 2001 году завершены государственные испытания нового комплекса технических средств оповещения П-166 и организовано его серийное производство, разработаны типовые проекты по реконструкции систем оповещения всех звеньев гражданской обороны.

На втором этапе (2003 - 2010 гг.) планируется реализовать основные мероприятия по реконструкции и вводу в эксплуатацию систем оповещения гражданской обороны.

В результате выполнения программы в значительной мере расширятся возможности систем оповещения ГО за счет эффективного использования каналов звукового сопровождения телерадиовещания, кабельного телевидения, мощных звукоизлучающих устройств, возможностей цифровых сетей связи, что в конечном итоге позволит повысить уровень защиты населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях.