Система помощи несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы, а также возвращающимся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа

Система помощи несовершеннолетним,

отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы,

несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы,

а также возвращающимся из специальных учебно-воспитательных

учреждений закрытого типа

В соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации несовершеннолетним, осужденным за совершение преступлений, могут быть назначены следующие виды наказаний, не связанные с изоляцией от общества: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы.

Уголовное наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями. При этом подразделения Федеральной службы судебных приставов согласно Федеральному закону N 120-ФЗ не входят в перечень органов и учреждений системы профилактики.

Остальные виды уголовных наказаний, назначаемых несовершеннолетним осужденным, исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы:

- наказание в виде лишения свободы - воспитательными колониями;

- лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы - уголовно-исполнительными инспекциями (далее - УИИ).

Кроме того, УИИ осуществляется:

- контроль за поведением несовершеннолетних осужденных, которым назначено условное осуждение; контроль за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденной беременной женщиной, женщиной, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, и осужденным мужчиной, имеющим ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющимся единственным родителем;

- контроль за поведением осужденных с отсрочкой отбывания наказания, признанных больными наркоманией;

- контроль за исполнением обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию осужденными, признанными больными наркоманией, которым назначено основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Федеральным законом N 120-ФЗ указанные выше учреждения уголовно-исполнительной системы (воспитательные колонии, УИИ) включены в перечень органов и учреждений системы профилактики.

При этом к категории лиц, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа, относятся несовершеннолетние, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, несовершеннолетние, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, осужденные условно, осужденные к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Кроме того, статьей 5 Федерального закона N 120-ФЗ к категориям детей, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, также относятся несовершеннолетние:

- освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

- совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

- условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания, освобожденные от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

- которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

- освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

- осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 120-ФЗ к основным задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а также социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Федеральными законами N 120-ФЗ, N 273-ФЗ могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

- не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

- достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 УК РФ, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

- осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 УК РФ.

Сроки пребывания подростков в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа определяются судом и не могут превышать трех лет.

В рамках работы данных учреждений организуются реабилитация и ресоциализация несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, получение ими образования, оказывается воспитательное воздействие с целью формирования навыков законопослушного поведения.

Необходимым направлением деятельности по профилактике девиантного поведения воспитанников СУВУ ЗТ является развитие комплекса социально-реабилитационных, психологических и нормативно-правовых мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса несовершеннолетнего этой категории, возвращении его в семью, образовательную организацию и к общественно-полезной деятельности. Реабилитация, ресоциализация и дальнейшее позитивное развитие таких подростков во многом зависят от организации процесса их пребывания в специальном учреждении, использовании технологий профилактики девиантного поведения и стигматизации подростков с учетом социальных ожиданий и организацией социального контроля.

В рамках своей деятельности СУВУ ЗТ:

1) обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения; личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния; ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории указанного учреждения по собственному желанию;

2) информирует органы внутренних дел по месту нахождения указанного учреждения и по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанное учреждение;

3) направляет в комиссию по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетнего извещение о его выпуске из указанного учреждения не позднее чем за один месяц до выпуска, а также характеристику несовершеннолетнего и рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве;

4) организует психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвует в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;

5) осуществляет защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечивает их медицинское обслуживание, получение ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

6) обеспечивает организацию спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

7) осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Воспитательные колонии - учреждения уголовно-исполнительной системы, в которых отбывают наказание за совершенное преступное деяние в виде лишения свободы по приговору суда несовершеннолетние с 14 до 18 лет, а также осужденные, оставленные в ВК до достижения ими возраста 19 лет.

В ВК могут создаваться изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет.

Нормативным источником, регулирующим организацию и проведение психологического обеспечения ресоциализации несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, является Инструкция по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 238.

Эффективным институтом социальной поддержки несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы, являются попечительские советы, созданные при ВК. Это важная форма участия общественности в процессе исправления осужденных.

В рамках реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года начата разработка новых индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристик. При проведении этой работы начали использоваться компьютерные технологии.

В полной мере используется потенциал религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных и работников уголовно-исполнительной системы, а также для социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Заключены соглашения о сотрудничестве с Русской Православной Церковью, Центральной мусульманской организацией Совет Муфтиев России, Федерацией еврейских общин России, Буддийской традиционной Сангхой России.

Основными этапами социальной защиты и помощи осужденным в ВК являются:

- начальный период пребывания и период адаптации в отряде - социальная адаптация;

- основной период пребывания в ВК - исправление и ресоциализация несовершеннолетних - социальная помощь и защита;

- завершающий период (примерно за полгода до освобождения), связанный с подготовкой к освобождению из ВК, - социальная реабилитация.

Наиболее сложным периодом является третий - завершающий период.

Основные направления деятельности ВК по подготовке осужденных к освобождению и их социальной адаптации:

1) организация занятий с осужденными в "школе по подготовке к освобождению" осуществляется в соответствии с приказом Минюста России от 13 января 2006 г. N 2 "Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы". К проведению занятий привлекаются представители заинтересованных служб учреждения, муниципальных социальных служб;

2) проведение индивидуальных бесед с каждым освобождающимся;

3) взаимодействие с территориальными органами службы занятости по избранным местам жительства освобождающихся из ВК;

4) взаимодействие с органами, осуществляющими управление в сфере образования и управления социальной защитой населения по устройству освобождающихся из ВК лиц в учреждения для несовершеннолетних (социально-реабилитационные центры и т.д.);

5) оказание помощи осужденным в получении необходимых документов, имеющих значение для социальной адаптации после освобождения (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении ребенка и т.д.);

6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве осужденных несовершеннолетних, освободившихся из ВК (направление запросов и получение ответов);

7) проведение с лицами, находящимися в стадии подготовки к освобождению, специальных реабилитационных мероприятий: социально-психологических тренингов, социальных ролевых игр и т.д.;

8) взаимодействие с прочими территориальными и неправительственными организациями в проведении социальной работы с осужденными и подготовки их к освобождению, с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации; с органами местного самоуправления; с общественными организациями; религиозными организациями; попечительскими и общественными советами; родительскими комитетами, создающимися в ВК из числа родственников осужденных.

В целях повышения эффективности организации индивидуально-воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, оказания им психологической помощи, создания предпосылок для их исправления и ресоциализации, а также успешной адаптации после отбытия наказания, органам и учреждениям системы профилактики рекомендуется составление на несовершеннолетних "Социальных карт несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации" (далее - социальная карта).

В данных социальных картах необходимо отражать сведения о несовершеннолетнем и его ближайшем окружении, а также работу, проводимую органами и учреждениями системы профилактики по осуществлению мероприятий, направленных на его социальную адаптацию в обществе.

В случае осуждения несовершеннолетнего к лишению свободы или наказанию, не связанному с изоляцией осужденного от общества, социальные карты с приложением характеризующих материалов (характеристик, справок образовательных организаций, психологических портретов) направлять в соответствующее учреждение системы профилактики (ВК или УИИ).

1. В период отбывания наказания социальная карта ведется в учреждении уголовно-исполнительной системы.

В отношении несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы (ВК), в социальной карте отражается перечень мероприятий по подготовке осужденного к освобождению, в том числе запросы в органы и учреждения системы профилактики, поступающие ответы, результаты проводимых мероприятий, направленных на оказание помощи несовершеннолетнему в его ресоциализации. Аналогичные материалы, содержащие сведения о проводимой с несовершеннолетним работе по оказанию ему помощи, отражаются в социальной карте, которая ведется в УИИ. При освобождении из ВК несовершеннолетнего осужденного, которому неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания, а также несовершеннолетнего осужденного, имеющего неотбытый дополнительный вид наказания, исполняемый УИИ, социальная карта направляется администрацией ВК в УИИ.

В других случаях социальная карта направляется в КДН и ЗП по месту жительства несовершеннолетнего осужденного, освобождаемого из мест лишения свободы.

В случае замены неотбытой части наказания, не связанного с изоляцией несовершеннолетнего осужденного от общества, лишением свободы, отмены условного осуждения, отсрочки отбывания наказания и исполнением наказания, назначенного приговором суда, УИИ направляет социальную карту в ВК для продолжения работы с несовершеннолетним осужденным.

После снятия несовершеннолетнего осужденного с учета УИИ в связи с отбытием им наказания, не связанного с изоляцией от общества, истечением испытательного срока и срока отсрочки отбывания наказания, отменой условного осуждения, сокращением срока отсрочки отбывания наказания и снятием судимости социальная карта направляется УИИ в КДН и ЗП по месту жительства несовершеннолетнего осужденного.

ВК в пределах своей компетенции организуют оказание несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего, а также среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, оказывают им помощь в социальной адаптации (пункт 2 статьи 23.1 Федерального закона N 120-ФЗ).

УИИ в пределах своей компетенции оказывают помощь в трудоустройстве несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы (пункт 3 статьи 23.1 Федерального закона N 120-ФЗ).

При выявлении несовершеннолетних, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы, нуждающихся в оказании помощи, учреждение уголовно-исполнительной системы (ВК или УИИ) информирует об этом органы и учреждения системы профилактики для оказания помощи несовершеннолетним в соответствии со своей компетенцией.

2. Органы и учреждения системы профилактики:

2.1. Информируют учреждения уголовно-исполнительной системы (ВК, УИИ) о мероприятиях, проведенных с целью оказания помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы.

2.2. Информируют УИИ о выявлении состоящих на учете в УИИ несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве (подпункт 5.1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона N 120-ФЗ).

3. Информация, направляемая органами и учреждениями системы профилактики, подлежит хранению и использованию в порядке, обеспечивающим ее конфиденциальность (пункт 2 статьи 9 Федерального закона N 120-ФЗ).

При наличии возможностей предусматриваются создание и ведение единой электронной базы в отношении осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы, нуждающихся в оказании им помощи, а также направление информации органами и учреждениями системы профилактики в порядке электронного документооборота.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 120-ФЗ, КДН и ЗП в пределах своей компетенции обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом согласно подпункту "б" пункта 7 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995, региональные комиссии могут принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и вправе в установленном порядке посещать указанные исправительные учреждения.