Введение

Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), определяют базовые требования к защите прав несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. В соответствии с Пекинскими правилами целью воспитательной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, является обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально-полезной и плодотворной роли в обществе.

Актуальной проблемой остается поиск адекватных путей оказания помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы.

Данные методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) по вопросам оказания помощи несовершеннолетним:

- осужденным к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества: обвиняемым или подозреваемым в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

- возвращающимся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (далее - СУВУ ЗТ);

- освобождающимся из учреждений уголовно-исполнительной системы.

Необходимость оказания помощи несовершеннолетним указанных категорий подтверждается результатами многих исследований. Такого рода помощь является ключевым фактором профилактики рецидивов преступлений среди несовершеннолетних и последующей нормализации их жизнедеятельности.

Например, по данным online-опроса, в котором принял участие 231 выпускник СУВУ ЗТ, расположенных в разных субъектах Российской Федерации, в возрасте от 11 до 18 лет (июнь 2016 г.), у 98% воспитанников таких учреждений есть семья, родственники, которые их поддерживают, помогают. В то же время более 5% детей отметили, что после выпуска из СУВУ ЗТ им негде будет жить, а 8% отметили как проблему одиночество.

Показательными являются ответы на вопрос "Может ли человек жить без правонарушений?". 64% воспитанников ответили на него утвердительно, а 31% считают, что это невозможно. Примечательно, что положительный ответ дали 93% детей 11 - 13 лет и только 59% детей 17 - 18 лет.

Большая часть воспитанников за период обучения в СУВУ ЗТ приобрели определенные знания и профессиональные навыки и планируют либо продолжать обучение, либо трудоустроиться, либо служить в Вооруженных Силах Российской Федерации. Поэтому чаще всего они ожидают помощи в получении образования, в том числе профессионального (53%) и трудоустройстве (33%).

Лишь незначительная часть выпускников СУВУ ЗТ планирует воспользоваться специализированной помощью: обратиться к врачам за медицинской помощью - 3% выпускников, в основном это дети старшей возрастной группы; получить психологическую помощь в реабилитационном центре - 1% и избавиться от вредных привычек с помощью специалистов - 4% - это выбор воспитанников младшей возрастной группы (7% от общего числа детей 11 - 13 лет).

Несмотря на позитивные планы в целом, 36% воспитанников волнуются, что могут вернуться к прошлой жизни и вредным привычкам. То есть для трети всех ответивших на опрос воспитанников СУВУ ЗТ актуальной остается проблема противостояния среде и обстоятельствам, которые могут вернуть их к противоправному поведению. И поскольку они эту проблему осознают и вычленяют как самую значительную, можно предположить, что дети остро нуждаются в своевременной помощи, в надежном кураторе (общественном воспитателе), который будет сопровождать их после выпуска из СУВУ ЗТ и поможет в дальнейшей успешной социализации.

Процесс социализации подростков взаимосвязан с процессом их адаптации в обществе после возвращения из СУВУ ЗТ или освобождения из воспитательной колонии (далее - ВК). Здесь прослеживается следующая зависимость: если у подростка наблюдаются серьезные изъяны в социализации личности во время нахождения в учреждении закрытого типа либо отбывания наказания в виде лишения свободы, возникают проблемы в процессе адаптации и после выпуска (освобождения), это становится причиной для совершения нового преступления (общественно опасного деяния) и повторного осуждения (направления в специальное учебно-воспитательное учреждение).

В период после выпуска несовершеннолетнего из СУВУ ЗТ или освобождения из ВК, когда происходит процесс адаптации к условиям жизни в социуме, необходимо организовывать эффективное взаимодействие между представителями различных органов и учреждений системы профилактики с привлечением иных организаций и общественности.

Во всех регламентирующих документах исправительное воздействие "несовершеннолетних преступников" рассматривается как единый процесс: начиная с момента избрания несовершеннолетнему меры пресечения в виде заключения под стражу и заканчивая периодом реабилитации и социальной адаптации после выпуска из СУВУ ЗТ или освобождения из ВК.

Однако на практике этот процесс в ряде регионов оказывается разорванным. Одной из причин является отсутствие должного взаимодействия между органами и учреждениями, обеспечивающими соответствующую работу с несовершеннолетними.

Настоящие методические рекомендации направлены на совершенствование взаимодействия между органами и учреждениями системы профилактики при решении указанных задач.