Профориентация детей с девиантным поведением в рамках модели опережающего профессионального образования (организационные аспекты)

Профориентация детей с девиантным поведением в рамках

модели опережающего профессионального образования

(организационные аспекты)

Главный вопрос профессионального образования осужденных несовершеннолетних как важного средства исправления в условиях экономического кризиса: как сделать, чтобы осужденные на самом деле были сами заинтересованы в приобретении профессии и последующей трудовой деятельности. Поскольку именно сейчас многие из них обучаются лишь для того, чтобы продемонстрировать, что они исправляются, и получить на этом основании определенные льготы на досрочное освобождение. Необходимо при этом учитывать объективные риски трудоустройства, связанные с экономическим спадом.

Эксперимент по опережающему обучению несовершеннолетних осужденных проходил в Челябинской области.

Специалисты служб занятости:

- консультируют руководителей уголовно-исполнительной системы о перечне востребованных на рынке труда специальностей, динамике востребованных профессий в области на ближайшую перспективу;

- проводят профориентационные занятия с освобождающимися из учреждений уголовно-исполнительной системы, формируют навыки поиска работы.

По рекомендации службы занятости руководством области, УФСИН и бизнесом области была расширена номенклатура профессионального обучения строительным и других рабочим специальностям - сварщик, автослесарь, слесарь-сантехник, электрик.

Данные показывают, что большинство из участников этого эксперимента были трудоустроены.

Новой формой профориентационной работы стало проведение мастер-классов по профориентации в Ленинградской области, на которые привлекаются опытные специалисты центров занятости. Необходимо отметить еще одно направление в воспитательной работе с осужденными. С 1993 года ГУФСИН осуществляет сотрудничество с Северо-Западным Техническим Университетом, направленное на реализацию программы социальной адаптации осужденных. Образовательные программы включают: обучение осужденных на 1-й ступени высшего образования (2,5 года); обучение по краткосрочным специализированным курсам. Психологическая служба ГУФСИН отмечает, что участие в некоторых образовательных программах университета заставляет осужденных переосмысливать и корректировать свою систему ценностей, менять линию и мотивацию поведения.

Университету удалось привлечь к этой деятельности зарубежных партнеров. Особенно ценным оказался опыт Манчестерского городского колледжа - крупнейшего в Англии контрактора национальной Тюремной Службы Ее Величества на проведение образовательных программ из учреждений уголовно-исполнительной системы для несовершеннолетних. Знакомство с британским опытом, наряду с анализом собственной деятельности, показало, что особенно востребованными являются относительно короткие учебные курсы практической направленности, проводимые с осужденными незадолго до их освобождения. Обучение на краткосрочных курсах проводилось с осужденными в воспитательных колониях N 2, 5, 6, 7 по трем программам: "Как управлять собой?", "Как начать свое дело?" и "Как устроиться на работу?". В общей сложности более 250 осужденных прошли данное обучение. Но - желающих заниматься было гораздо больше (на курсы осужденные приглашались по результатам строгого отбора и собеседований). Выделить какой-либо из перечисленных курсов как приоритетный не представляется возможным, так как каждый из них важен и ценен по-своему.

Так, например, курс "Как управлять собой?" особую актуальность имеет для человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию, требующую мобилизации всех душевных сил. Не секрет, что девушки, оказавшиеся в колонии, подвержены кризисам, депрессиям и, как следствие, оказываются в сложных конфликтных ситуациях. На занятиях преподаватели обучали осужденных увидеть возникающие проблемы как бы со стороны, подсказывали, как правильно находить выход из сложившихся, казалось бы, безвыходных, ситуаций. Помогали тренировать память, учили аутотренингу. Одним из важнейших условий адаптации в обществе является возможность найти работу. На курсах "Как начать собственное дело?" и "Как устроиться на работу?" осужденные анализировали собственные качества, обучались, как оценивать сильные и слабые свои стороны, учились составлять резюме, ориентироваться в вакансиях на рынке труда.

По окончании курса "Как начать свое дело?" осужденные писали курсовые работы, проекты по открытию того или иного предприятия: готовили экономическое обоснование фирмы, составляли бизнес-прогноз предприятия и защищали свои работы. Вот некоторые темы работ: открытие частного предприятия "Малыш" по пошиву мягкой игрушки, частное предприятие "Надежда" - магазин мясных полуфабрикатов и т.д.

Все учащиеся по окончании курсов получили именные сертификаты. Таким образом, осужденные получают необходимые для дальнейшей жизни знания и навыки. Лишившись свободы, несовершеннолетний задумывается, что с ним произошло. Догадывается, что это не только наказание за содеянное, но время, когда есть возможность поразмышлять о содеянном, о будущем, получить образование, переоценить прошлое и подготовиться к будущему.

Опережающее профессиональное обучение несовершеннолетних должно планироваться и проводиться по программам, ориентированным на потребности в новых профессиях, специальностях и компетенциях, соответствующих технологической базе экономики. Планирование таких мероприятий должно осуществляться на основе не только оперативного, но и среднесрочного прогноза предстоящих структурных (прежде всего технологических) сдвигах в производстве, и соответствующих изменений в профессионально-квалификационной структуре требуемой рабочей силы.

Такие прогнозы невозможно сделать на уровне системы ФСИН, и тем более воспитательной колонии. Процесс планирования и реализации программ по снижению напряженности на рынке труда должен сопровождаться консультационной поддержкой, осуществляемой на уровне региональных служб занятости.

Реализация идеи опережающего профессионального образования из учреждений уголовно-исполнительной системы для несовершеннолетних требует проведения серии консультационных образовательных семинаров для руководителей и специалистов указанных учреждений, а также самих осужденных несовершеннолетних, насыщения их новым содержанием с учетом требований и прогнозов на рынке труда.